Танцовщица Марина Савельева, как и все ее подруги, умудряется прекрасно выглядеть даже на войне.
Фото автора
НА ДНЯХ с двухнедельных гастролей по Чечне вернулся Ансамбль песни и пляски Московского Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа внутренних войск МВД России. Собирались туда в невообразимой спешке: основной костяк молодого, сотрясаемого нескончаемыми преобразованиями ансамбля сложился буквально за пару месяцев до поездки. Всех новых солистов, приходивших в это время "прослушиваться", художественный руководитель подполковник Эдуард Биллионок первым делом спрашивал, готовы ли они отправиться в такой опасный путь. И даже если в артисте "плескалось море таланта", но он наотрез отказывался лететь в Чечню, с ним приходилось расставаться.
Перед отлетом все 23 артиста отправились в церковь Большого Вознесения, где венчался Пушкин. Специально для них был отслужен молебен, ансамбль освятили и благословили. "Один из наших мальчишек был не крещен, - вспоминает Эдуард Биллионок, - так он не долго думая крестился. Крестной матерью стала наша солистка Лора Новаковская, а старшина ансамбля прапорщик Александр Лукс выступил в роли крестного отца". В церкви ребята купили икону Смоленской Божьей Матери, которая и сопровождала их всю поездку.
Еще в Москве ребят предупреждали, что гастроли эти будут мало походить на "увеселительную прогулку" и нужно быть готовыми ко всему, но далее все оказалось еще сложнее. Концертные площадки - одно название: импровизированные сцены, камни, покатые горные склоны. Плюс ко всему - пятидесятиградусная жара и постоянные канонадные очереди, не слишком способствующие вокальным экзерсисам. Больше всего нервировало постоянное ощущение, что тебя откуда-то с горы постоянно рассматривают в прицел снайперской винтовки. Сложно было понять, почему, когда стемнеет, а темнеет там рано, нельзя курить на улице.
За 16 гастрольных дней ансамбль дал 16 концертов в военных частях по всей республике - в Грозном, Ханкале, Центарое, Шали, на аэродроме "Северный". А в Моздоке по просьбе мэра пришлось выступить еще и на центральной площади для всех жителей города. А утром снова в путь. Обычно путешествовали на вертолетах, а если температура зашкаливала за пятьдесят градусов - то в колонне со специально приставленной к ним охраной. Эти "вояжи", по признанию ребят, были самыми мучительными: вертолеты идут на максимально низкой высоте, дабы не быть уязвимыми для поражения противником, маневрируют между горами, уходя от возможных ракетных ударов в ущелья. (Ощущение, поверьте, не из приятных.) А на БТРах и того сложнее: однажды, за пару минут до отъезда из очередной части, группа разведки сняла с дороги два вражеских фугаса. В другой день стоило артистам миновать один из КПП, как буквально через двадцать минут на него было совершено нападение. Как-то после концерта ждали вертолет. Вдруг видят - приземляется. Кинулись к нему всей толпой, да так и остановились, будто в землю вросли: из открывшейся двери посыпались бородатые чеченцы с автоматами. Оказалось, что в часть прилетел представитель президента РФ Ахмад Кадыров со своей многочисленной охраной.
Но во время концертов все эти ужасы как-то забывались, артисты честно работали, понимая, что времени бояться и переживать у них будет предостаточно потом, дома. А тут, в Чечне, их ждут, после каждого выступления умоляют не забывать и приезжать почаще. И даже женщины - солистка хора, две танцовщицы балета и музыкант из оркестра, которым в этом "турне" приходилось сложнее всего - на ночевках в палатке им выгораживали угол плащами, - не позволяли себе стонать и жаловаться на жизнь. Их сначала не хотели брать, но потом решили, что нельзя лишать солдат дамского общества. И действительно, тот шквал аплодисментов, что срывали они, не снился ни одному артисту в брюках.
Ансамбль возил на Кавказ свою обычную программу. Концерт открывался военно-патриотической песней "Я люблю тебя, Россия", дальше непременно следовали "Батяня комбат", "Катюша" и что-нибудь из военной лирики. Затем исполняли русские народные танцы и старинные романсы. Заканчивали концерт эстрадной частью, особенно любимой простыми солдатами, где хитом оказывалась песня Натали "А я считаю дни до нашей встречи".
Уже вернувшись домой, нагруженные подарками - самодельными афишами, гильзами-вазами, военными беретами, картинами и почетными грамотами с рукописными пожеланиями, - артисты ансамбля вдруг поняли, что не раздумывая поедут в Чечню снова. Ну и что, что порохом пахнет, зато принимают как нигде, и кормят пусть и из общего котла, но все равно неплохо: и мясо периодически, и картошечка, масла вдоволь, сгущенки и сыра много, суп в любой военной части обеспечен, про кашу уж и говорить нечего. А если везло, то и копченая колбаса попадалась.