В ЧЕТВЕРГ французские власти арестовали российский парусник "Седов". Один из самых больших парусников в мире прибыл во Францию для участия в международном морском празднике "Брест-2000". Арест парусника напрямую связан с судебным иском швейцарской компании "Нога". В мае по этому же делу во Франции были арестованы счета российских официальных представительств. 11 июля в Париже состоялся суд высшей инстанции, рассмотревшей иск российской стороны по этому вопросу. Адвокаты представили доказательства нарушения дипиммунитета, но суд постановил продолжать арест до тех пор, пока не будут урегулированы все проблемы со швейцарской фирмой. Теперь дело передано в апелляционный суд.
Сумма иска фирмы "Нога" к России составляет 60 миллионов долларов. Французские судебные власти рассудили верно: раз парусник является собственностью России, то его надо арестовать в счет долга. С точки зрения логики все верно: раз должны - надо вернуть. Но с точки зрения сложившихся норм дипэтикета, а также закона арест судна вопиющее безобразие.
Как сообщил советник - посланник посольства России во Франции Владимир Поздняков, при аресте судна не были соблюдены элементарные нормы морского права. Французские власти не предупредили ни российское посольство, ни консульство, хотя это предусматривается как международным, так и французским законодательством. В результате ареста судна нарушены условия жизни и службы сотен членов экипажа "Седова". Посольство РФ во Франции направило ноту протеста во французский МИД.
Если французские власти продолжат действовать подобным образом, то, исходя из их логики, любая торговая французско-российская торговая сделка, любой культурный обмен будут обречены на провал. Ведь если Эрмитаж или Третьяковская галерея решат организовать выставку во Франции или примут приглашение французской стороны, россияне надолго лишатся возможности лицезреть картины у себя дома. Если дело дошло до ареста парусника, то не так уж абсурдно предположить, что под арестом может оказаться наша интеллектуальная собственность. Вдруг доходы кого-нибудь из наших академиков от лекций в Сорбонне будут изъяты в пользу швейцарской фирмы?
Пока же французские власти, в пылу охоты арестовавшие парусник, лишили своих сограждан прекрасного зрелища. А нашим морякам боятся нечего. "Родина слышит, Родина знает". У нас теперь во внешнеполитической концепции записано, что Россия будет заботиться о судьбе своих сограждан за границей.