О НЕВЫНОСИМОМ положении беженцев из Чечни рассказал на вчерашней пресс-конференции председатель "Союза возрождения мира и согласия в Чеченской Республике" Асламбек Аслаханов. По его словам, этих людей не хотят у себя видеть ни Россия, ни другие государства. Во многих регионах страны действуют нормативные акты, которые противоречат Конституции Российской Федерации. Где-то беженцам запрещают не только жить, но даже проезжать по территории области, а где-то, например в Волгоградской области, чеченцы приравнены к гражданам СНГ. Жесткие правила регистрации выходцев из Чеченской Республики приводят к тому, что многие из них живут на нелегальном положении.
Недавно к Аслаханову обратились за помощью несколько беженцев, которых выселили из санатория Кабардино-Балкарии. В 1995 году чеченцам было предоставлено несколько пустующих санаториев и профилакториев, расположенных на территории Кабардино-Балкарии. Но зимой 2000 года с них решили взимать плату за жилье. Поскольку чеченцы оказались неплатежеспособными, их выселили. Аслаханов говорит, что власти республики нельзя осуждать за этот поступок, поскольку терпению даже самых гостеприимных людей когда-нибудь приходит конец. Но беженцам тоже надо где-то жить. В Ингушетии, где находится большое количество лагерей для чеченцев, они тоже уже всем надоели, и им предлагают вернуться домой.
Но на родину, где до сих пор ведутся боевые действия, они возвращаться не хотят. Более того, по словам Асламбека Аслаханова, сейчас пошел новый поток беженцев из Чечни, поскольку люди напуганы угрозами боевиков взять Гудермес и другие населенные пункты. И, кроме того, в Чечне им просто нечего есть. Аслаханов говорит, что видел много людей, никогда не получавших гуманитарной помощи, которая то и дело посылается в воюющую республику. Те же, кто получал ее, жаловались на то, что им давали меньшее количество продуктов, чем было указано в ведомости, где их просили расписаться. Недовольные таким положением вещей, некоторые международные организации, помогавшие чеченцам, как оставшимся на родине, так и бежавшим в соседние республики, начали сворачивать свою деятельность.