Чеченские женщины уходят от войны - но война преследует их повсюду.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
ПРОШЕДШИЕ десять дней после пяти одновременных терактов в различных населенных пунктах Чечни вновь отозвались волной панических настроений. Кто-то в штабе группировки федеральных войск в Моздоке заявил корреспонденту одного из информационных агентств, что чеченским сепаратистам помогают разрабатывать планы террористической деятельности "офицеры Генштаба одной из стран НАТО", в которых Аслану Масхадову отведена главенствующая роль. Цель - отвлечь внимание войск и сил милиции от южного Итум-Калинского района, где готовится переход границы крупными бандами, вооруженными автоматическим оружием, тяжелыми пулеметами, а также переносными зенитными комплексами "Стингер". Словом, 1,5 тыс. боевиков Масхадова перемещаются с территории Грузии и вступают в боевые действия накануне встречи "восьмерки" на Окинаве.
В преддверии новой волны боевой напряженности сообщается, что жители ряда населенных пунктов покидают насиженные места. Кровавая кульминация, предрекает безымянный корреспондент Агентства военных новостей, произойдет 15-17 июля.
Как это частенько бывает на войне (или в данном случае - спецвойне), информация и не отрицается, и не опровергается полностью. Однако найти автора заявления об активном участии военных из НАТО в чеченском конфликте ни в штабе в Моздоке, ни в Минобороны на Арбате так и не удалось. Общий рефрен ответов: "Слухи - это издержки боевой обстановки". Об участии представителей НАТО ничего не известно даже в управлении генерала Леонида Ивашова, который не упустит случая пнуть ненадежных партнеров из Брюсселя. Более того, здесь считают подобную постановку вопроса несерьезной, словом, военной разведкой всех уровней подобного не вскрыто.
В отношении "массового исхода мирного населения" из Гудермеса и других населенных пунктов комментарии российских военных более сдержанные: "Подобных явлений не отмечается, происходит обычная миграция населения". Непосредственно в Гудермесе эту информацию московских СМИ назвали "полным бредом". Неприятности для мирного населения скорее исходят от федеральных войск, в частности последнего распоряжения коменданта Бабичева. Он распорядился пропускать транспортные средства только при наличии спецпропусков. А этих самых спецпропусков как не было, так и нет, но зато есть строго выполняемый приказ для нарядов блокпостов. В результате всякое движение по улицам и дорогам практически остановилось, создав массу проблем для мирных жителей.
Тем не менее, по общей оценке и военных, и гражданской администрации, обстановка в Чечне остается по-прежнему напряженной.
По сведениям разведки, основные усилия боевиков направлены на подготовку и проведение еще одной серии вооруженных акций в отношении объектов федеральных сил. Перебежчики говорят, что удар планируется на период второй половины июля - начала августа.
Наиболее вероятными местами их проведения прогнозируются Грозный, Урус-Мартан, Гудермес. В некоторых населенных пунктах Чечни замечена вербовочная деятельность эмиссаров полевых командиров, направленная на пополнение бандгрупп за счет молодежи. Однако местные представители власти, старейшины, духовенство активно препятствуют этом процессу, что оценивается как одна из новых тенденций в общественной жизни, набирающей силу. Попытки переманить на свою сторону молодежь провалились, в частности, в Гудермесском и Курчаловском районах.
В минувшие дни в равнинной части Чечни бандгруппы активности не проявляли - своеобразное затишье перед бурей. Продолжается деятельность экстремистов в предгорной и горной части Урус-Мартановского и Шатойского районов. Боевики, со своей стороны, продолжают наблюдение, а попросту говоря, разведку за перемещением и действиями частей федеральных войск.
Силы же Объединенной группировки наращивали усилия по проведению разведывательно-поисковых действий и уничтожению банд боевиков вне населенных пунктов. Одновременно наращивается фортификационное оборудование занимаемых районов, рубежей, позиций. "Никакого возврата боевиков не будет, - заявляет генерал-майор Александр Попов, командующий восточной группировкой федеральных сил. - Мы делаем все, чтобы теракты не повторились".
В Чечне ежедневно уничтожаются 10-15 боевиков. Тем не менее первый заместитель начальника Генштаба Валерий Манилов не перестает повторять с первых дней войны, что общая их численность находится в пределах 1,5-2 тыс. человек. За прошедшие сутки штурмовики Су-25 увеличили количество боевых вылетов до 30, нанося бомбоштурмовые удары "по скоплениям боевиков" в Аргунском и Веденском ущельях. Авиационные и артиллерийские удары были также нанесены в районе чеченского участка госграницы России и Грузии, где разведка федеральных сил обнаружила группу экстремистов. Вертолеты огневой поддержки Ми-24 свыше 60 раз поднимались в воздух для выполнения боевых заданий. Результат: уничтожено 14 опорных пунктов, 6 долговременных огневых сооружений, создано четыре завала на маршрутах выдвижения бандитов. Подобная сводка разрушений фигурирует почти изо дня в день на протяжении многих месяцев, создавая впечатление, что террористы строят свои укрепления быстрее, чем их успевают уничтожать федералы.
У представителей спецслужб были как разочарования, так и успехи. Выявлено, что чеченские террористы в Грозном имеют при себе поддельные удостоверения сотрудников силовых структур России. Объекты их пристального внимания - военные комендатуры, железнодорожный вокзал и аэропорт "Северный". Предстоит еще только разоблачить этих "засланных особистов" - работа не из легких. Все чаще обнаруживаются фугасы, что срывает проведение терактов. Один из крупных был предотвращен в населенном пункте Курчалой, когда сотрудниками МВД было обнаружено и обезврежено сразу четыре мощных фугаса.
Словом, федеральные силы и чеченские боевики изготавливаются к новой схватке. Преимущество на стороне террористов, использующих фактор внезапности и тщательной маскировки своих действий. Усиление репрессивных действий со стороны федеральных сил убеждает, что они располагают недостаточной информацией, чтобы чувствовать себя уверенно и считаться действительно хозяевами положения в Чечне.
* * *
ПАНИКА среди мирного населения Чечни - факт, который признается как российскими, так и чеченскими источниками информации. Отток жителей из крупных населенных пунктов якобы вызван угрозами Аслана Масхадова "штурмовать" эти города и селения. Однако представитель президента Чечни Майрбек Вачагаев в интервью "НГ" категорически опроверг сведения о том, что Масхадов собирается захватывать какой-либо населенный пункт. Информацию об этом, распространяемую российским военным командованием, он назвал нагнетанием страстей и стремлением продемонстрировать эффективность своих действий на примере того, что Масхадов не смог захватить, например, Гудермес в якобы назначенный им срок. Более того, Вачагаев опроверг и сам факт выступления Масхадова по телевидению с подобными угрозами. Он дал понять, что у лидера чеченских сепаратистов просто нет такой технической возможности - у Масхадова есть свой передатчик, но радиус его действия ничтожно мал. Массовый исход населения из крупных населенных пунктов Вачагаев объяснил тем, что военные будоражат население, летают на вертолетах и через громкоговорители предупреждают, что не могут гарантировать людям безопасность.
Вместе с тем Вачагаев не исключил возможности проведения каких-либо акций Шамилем Басаевым и Хаттабом. Он сообщил, что на днях такие угрозы Хаттаб повторил в интервью одному из телеканалов Катара. Но если такая акция и состоится, то это произойдет без ведома Масхадова, который, по словам Вачагаева, принимает решения только общеполитического характера, в том числе о проведении военных операций более масштабного характера, и "не собирается затыкать рот тем, кто кричит и орет".
Таким образом, опасность проведения боевиками серьезных акций действительно сохраняется. Накануне серии терактов с участием смертников они угрожали предпринять действия, которые "почувствует вся Россия". Поэтому нет оснований не обращать внимания на их звучащие изо дня в день заявления. Однако налицо стремление окружения Аслана Масхадова представить его непричастным к террору. На самом деле он может принимать какие угодно "общеполитические" решения, но в данном случае от него требуется ответ на простой вопрос - об отношении к этим акциям. Если он не против и не затыкает никому рот, значит, тоже несет ответственность за террор.
Но здесь существует и другая крайность. Военные приписывают Масхадову угрозы захвата городов, но хотя бы маленький отрывок из его телевыступления представить не могут - и это в условиях такого технического оснащения, которое позволяет "перехватывать" самые секретные телефонные переговоры. А что касается нагнетания страстей, то военные действительно летают на вертолетах над базарами и через громкоговорители отказываются гарантировать мирным жителям безопасность.