Фазиль Искандер и Олег Попцов были в центре литературных баталий.
КАК ЧУВСТВУЕТ себя писатель сегодня, в век новых информационных технологий, когда литературное творчество осуществляется с помощью компьютера, нередко подключенного к Интернету? Этот вопрос обсуждали участники акции "Литературный экспресс "Европа-2000" - известные писатели и критики, собравшиеся в Центральном Доме журналиста на "круглый стол" "Интернет-ток-шоу тысячелетий. От первой печатной книги до литературы Интернета".
Перед началом обсуждения насущных проблем литературы участники и гости "круглого стола" ознакомились с фотовыставкой "Европа - наш общий дом", проходившей в ЦДЖ в рамках "Литературного экспресса". В трех залах Дома журналиста были представлены работы фотокорреспондентов агентств "Рейтер" и ИТАР-ТАСС. Экспозиция не имела какого-то основного направления и отражала современную европейскую действительность во всем ее многообразии. На снимках были и бурные страсти футбольных фанатов, и парад на Елисейских полях, и костюмированные праздники в Болгарии, Польше и Белоруссии. Если сравнивать работы фотографов "Рейтера" и ИТАР-ТАСС, то складывается впечатление, что первые более удачно "схватывают момент" и фиксируют на пленке проявления человеческих эмоций.
Фотовыставка вызвала живые дискуссии. Фото Петра Кассина (НГ-фото) |
Начавшееся после презентации выставки Интернет-ток-шоу проходило достаточно эмоционально. Олег Попцов, открывший "круглый стол", сказал, что Интернет сегодня - это революция в мире слова. Это заявление разделило участников на "революционеров" и "контрреволюционеров". Фазиль Искандер, председатель ассоциации творческой интеллигенции "Мир искусства", выступившей организатором "Литературного экспресса", сделал предположение, что, несмотря на развитие новых информационных технологий, книга как таковая не умрет: "Книга сохранится, если вообще сохранится человечество".
На конференции также прозвучала всегда актуальная тема взаимоотношений писателя и власти. Должен ли литератор следовать "генеральной линии" или творить самостоятельно? Критик Лев Аннинский заявил, что писатель сам должен определяться в этом вопросе. На эту тему высказался и болгарский писатель Георгий Борисов, упомянув, что писатели Восточной Европы очень долго кормились за счет государства, платя за это своей совестью.
Дискуссия в реальном времени проходила и в глобальной сети, откуда писательнице Марине Кудимовой пришел вопрос: "Кто был гувернером вашего поколения?", на что она иронично ответила: "Мы жили в детском доме". В добавление к теме "круглого стола" Кудимова сказала, что не надо бояться Интернета, так как в нем образуется всеобщее братство, ради которого литература всегда существовала.
Оппонентом интернетовского направления выступил писатель Алексей Варламов, который ратовал за элитарность хорошей литературы, тогда как Интернет все уравнивает и делает одинаково массовым и доступным.
Участники "круглого стола" сошлись на том, что Интернет отменяет цензуру издателя, позволяя писателю напрямую общаться с читателем, но вместе с тем существует опасность, что читатель может потеряться в океане информации, каким является всемирная сеть.