0
850
Газета События Интернет-версия

06.07.2000 00:00:00

Правительство делит МПС

Тэги: МПС, транспорт, министерство


В ПОСЛЕДНЕЕ время в обществе постоянно носятся идеи новой приватизации и реструктуризации. О подобных планах реорганизации компании уже объявили руководители РАО "ЕЭС России" и, более туманно, представители "Газпрома". На днях к ним присоединилось Министерство путей сообщения. Помощник министра путей сообщения Валерий Зудин заявил о том, что МПС готовит план реорганизации министерства.

Суть проекта заключается в разделении государственных и хозяйственных функций МПС. В результате реформы нынешнее МПС должно разделиться на собственно министерство и РАО "Российские железные дороги". Государственные функции останутся за министерством, а хозяйственной деятельностью займется РАО "РЖД", 100% акций которого будут принадлежать государству.

Причем очевидно, что реформа отрасли только на разделении государственных и хозяйственных функций не остановится. Судя по всему, в ходе реформы предполагается создать элементы конкуренции. В первую очередь будут созданы компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках.

Планируется также изменить законодательную базу. Напомним, что в "Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", утвержденной Указом президента РФ от 24.12.93, запрещена приватизация железных дорог, объектов и имущества железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в осуществлении перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ.

Задача, стоящая перед руководством министерства, достаточно сложна. Сама структура этого ведомства построена так, что в ней переплетены интересы всех отраслей отечественной экономики, финансово-промышленных групп и рядовых граждан. Пока программа находится в стадии разработки и споры идут внутри МПС. Однако об основных направлениях реформы можно судить уже сейчас, опираясь на программу Центра стратегических разработок Германа Грефа, который, судя по тексту документа, применил к МПС практически такую же схему реструктуризации, какую предлагает в настоящее время своим акционерам глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс.

Так, в ходе реформ предполагается создать конкурентную среду на рынке железнодорожных услуг. Программа Германа Грефа предполагает разделение МПС на министерство и РАО "Российские железные дороги". При этом деятельность РАО "РЖД" предполагается разделить на естественномонопольную и конкурентную. К монопольному сектору планируется отнести всю инфраструктуру железнодорожного транспорта (пути, технические и информационные системы, централизованно регулируемую систему разработки графика движения). К конкурентному - перевозки грузов и пассажиров, предоставление услуг разными железнодорожными компаниями, в перспективе - грузовые терминалы и пассажирские составы. В программе также отмечается, что в будущем возможно даже строительство частных железных дорог.

Пока же планируется осуществить только разделение МПС на несколько компаний со стопроцентным участием государства. Однако очевидно, что если целью правительства является создание конкурентной среды на рынке перевозок и привлечение инвестиций в этот сектор экономики, то постепенно государство перейдет к приватизации вновь созданных компаний.

При этом в программе Центра стратегических разработок отмечается, что в первую очередь будет производиться вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта и передача в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, акционирование и приватизация общестроительных организаций, ремонтных заводов, предприятий торговли и общественного питания, а также других предприятий, непосредственно не связанных с обеспечением перевозочной деятельности.

Собственно говоря, все идеи, ложащиеся в основу подобного рода реформ, уже известны. Реформаторы надеются, что реформирование МПС снизит тарифы на перевозки грузов и пассажиров. У многих экспертов это вызывает сомнение.

Как бы то ни было, но пока Николай Аксененко продолжает действовать прежними методами. На днях МПС обратилось к Министерству по антимонопольной политике с просьбой рассмотреть возможность повышения с августа нынешнего года цен на грузовые перевозки. До этого тарифы на грузоперевозки повышались дважды: в декабре 1999 года на 10% и в феврале на 15%. Глава МПС считает, что грузовые перевозки должны стоить на 50% больше, однако эксперты МАП планируют повысить цены лишь на 26,1%. Более того, МАП, как и Центр стратегических разработок, считает, что МПС не до конца использует имеющиеся возможности по снижения тарифов.

По некоторым сведениям, ежегодно через МПС проходит порядка 10 млрд. долл. в год. Так что в скором времени начнется ожесточенная схватка за самые лакомые куски хозяйства Николая Аксененко.

Рассуждения о необходимости реформирования МПС выглядят очень правильными, однако не стоит забывать, что сейчас эта система работает достаточно эффективно. И все ссылки на то, что отсутствие прозрачности мешает снижению тарифов на перевозки, выглядят в этой связи довольно сомнительными. Ведь в результате резкой перестройки система может сильно пострадать.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
782
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
500
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
332
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
472

Другие новости