Самое подлое в терроризме - смерть невинных людей. На месте взорванного дома на улице Гурьянова. Осень 1999 года. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
ФАКТ трагический. Факт бесспорный. Терроризм, еще вчера казавшийся явлением чуждым и далеким, сегодня стал неотъемлемой частью российской действительности.
Самый страшный раздел хроники российского терроризма пришелся на осень прошлого года. Группами террористов взорваны четыре жилых многоквартирных дома в Москве, Волгодонске, Буйнакске. 305 человек погибли, 500 получили ранения. Тогда же правоохранительные органы помешали привести в действие 13 мощных взрывных устройств в Москве, Пятигорске, Буйнакске, Владикавказе.
СЛУХИ, ВЕРСИИ, ПРОГНОЗЫ
Взрыв, прозвучавший осенью прошлого года на Каширском шоссе столицы, болью отозвался в сердцах
миллионов россиян. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Кем устанавливались адские машины в российских городах? Кто стоял за спиной террористов? Эти вопросы слишком долго оставались без ответа. Отсутствие правдивой информации породило массу слухов. В том числе и самых невероятных. Среди прочих предложений высказывались и такие, будто чеченцы здесь вовсе ни при чем, а ниточки организации всех этих взрывов ведут на самые верхние этажи российской власти. Организаторами терактов в этом случаи были представлены едва ли не сами сотрудники российских спецслужб - недавние прямые подчиненные, а тогда горячие доброжелатели исполняющего обязанности президента Владимира Путина. Расчет при этом был самый простой: вина за взрывы непременно ляжет на руководство самопровозглашенной Республики Ичкерия, тем самым у кандидата в президенты России будут развязаны руки для короткой и непременно победоносной войны. Логика очевидна. Много лет существовала чеченская проблема. Никто эту проблему решить не мог. Ни силовые министры, ни сам всенародно избранный. А здесь пришел кандидат в президенты Путин и с проблемой этой покончил. Смело и решительно. Раз и навсегда. Своеобразная PR-кампания. "Сильный ход" аккурат накануне президентских выборов. Итог акции - внушение российскому обществу двух истин. Первая - чеченцы плохие. Вторая - Путин хороший.
По другой версии - взрывы в российских городах осенью прошлого года были организованы, наоборот, злейшими врагами кандидата в президенты для компрометации последнего. При соответствующем пропагандистском обеспечении все жертвы и разрушения можно легко свалить на Путина - вот, мол, какой неразборчивый, коварный, кровожадный, средств на пути к трону не выбирает. После тиражирования подобной версии карьера Путина была бы стремительно завершена.
Имели место и еще более неожиданные версии. Понятно, что отсутствие результатов в следствии по делу о терактах в российских городах осенью 1999 года не давало возможности ни согласиться, ни опровергнуть ни одну из них. Возможно, подобная ситуация сохранялась бы и дальше, но российские спецслужбы в ходе проведения оперативно-разыскных и следственных действий получили достоверные сведения, указывающие, что осенние теракты в прошлом году организованы и финансированы полевыми командирами незаконных военных формирований Чечни и никем кроме.
ПО РЕЦЕПТАМ ХАТТАБА
Специалисты, немало поработавшие на местах терактов, сделали вывод: технология изготовления и методика приведения в действие взрывных устройств во всех российских городах одинакова. И то и другое разработано взрывниками из числа боевиков Хаттаба. И в Москве, и в Буйнакске, и в других городах заряд самодельных взрывных устройств состоял из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры, в роли промежуточного заряда выступал пластид, в качестве главных составных частей адских машин использовались электронные часы "Casio" и батарейки "Крона".
Любопытны результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Чеченской Республики в районе населенных пунктов Урус-Мартан и Сержень-Юрт. Именно здесь до недавнего прошлого действовали базы подготовки террористов-взрывников. Здесь сотрудниками российских спецслужб были обнаружены большие запасы алюминиевой пудры и аммиачной селитры, установка для смешивания компонентов взрывчатых веществ, целый цех по изготовлению взрывателей, элементы самодельных взрывных устройств, полностью аналогичных примененным в Москве, Буйнакске, Волгодонске. В районе чеченского населенного пункта Шали обнаружены и изъяты принадлежавшие боевикам конспекты, где подробно описаны способы совершения взрывов в местах массового скопления людей и в жилых домах. В этих конспектах подробно разрисованы электрические схемы взрывных устройств, в которых задействованы часы "Casio" и прочие элементы, аналогичные деталям взрывных устройств, использованных при терактах в российских городах осенью прошлого года. Здесь же подробно описаны и способы подрыва жилых домов различной конструкции. Экспертиза установила, что террористы, осуществившие взрывы в Москве, Волгодонске, Буйнакске, Владикавказе, использовали именно эту методику. Установлено и большинство участников этих преступлений.
Сегодня российским спецслужбам уже известно, что взрыв жилого дома в городе Буйнакске был совершен группой лиц аварской национальности, куда входили Иса и Зайнутдин Зайнутдиновы, Алисултан и Магомед Салиховы, а также Абдулкадыр Абдулкадыров. Отец и сын Зайнутдиновы и Абдулкадыров уже арестованы.
В ходе следствия выяснилось, что все террористы прошли диверсионную подготовку у полевого командира Багаутдина Дагестани, принимали участие в боях с федеральными войсками в августе 1999 года в приграничных с Чечней районах Дагестана. По оперативным данным, Иса Зайнутдинов за совершение теракта получил лишь часть "причитавшегося вознаграждения", так как взрывотехники ФСБ России успели разминировать вторую начиненную взрывчаткой автомашину. До своего ареста террорист входил в близкое окружение полевого командира Хаттаба, был командиром противотанковой установки "Фагот", по совместительству его личным поваром.
Установлены и террористы, совершившие взрывы 8 и 13 сентября в Москве. Это приверженцы ваххабизма Ачемез Гочияев, Денис Сайтаков, Юсуф Крымшамхалов, Хаким Абаев.
Известно и другое. Ачемез Гочияев за реализацию идеи чеченских полевых командиров о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске получил денежное вознаграждение в размере 500 тысяч долларов. До недавнего прошлого он находился в составе чеченских незаконных вооруженных формирований, среди боевиков известен под кличкой Лиса.
Выявлены исполнители взрыва и в городе Волгодонске. Это карачаевцы Юсуф Крымшамхалов, Адам Деккушев и Тимур Батчаев. Участники теракта объявлены в федеральный и международный розыск.
Закончено расследование уголовного дела в отношении членов ногайской террористической группы, куда входили Михаил Муласанов, Алимхан Аманкаев и Асмамбет Отемисов, которые прибыли в Пятигорск для совершения серии взрывов в местах массового скопления людей.
Переданы в суд материалы в отношении Николая Епринцева и Игоря Мирошкина, лиц славянской национальности, арестованных 23 сентября 1999 года во Владикавказе во время подготовки террористического акта.
ЕДИНЫЙ ПОЧЕРК
Анализ имеющихся материалов свидетельствует: руководители и большинство членов групп, организовавших теракты в российских городах осенью прошлого года, прошли все стадии спецподготовки в районе чеченских населенных пунктов Урус-Мартан и Сержень-Юрт. Доказано, что они принимали участие в боевых действиях против федеральных сил на территории Чечни и Дагестана и являются приверженцами радикального течения ислама - ваххабизма. Установлено также, что непосредственный подбор кандидатов для исполнения терактов на территории России осуществлялся по поручению полевых командиров чеченских незаконных военных формирований.
В ходе следственных действий был опознан Денис Сайтаков - участник терактов в Москве. По словам свидетелей, террорист в начале прошлого года был завербован в члены чеченских незаконных вооруженных формирований в городе Грозном Ихитой Ибрагимовой, родной сестрой Эдуарда Ибрагимова, сотрудника службы безопасности печально известного Салмана Радуева. После прохождения трехступенчатой диверсионной подготовки в лагерях, расположенных в Ведено и Сержень-Юрт, в конце 1999 года Сайтаков выехал за пределы Чечни. По свидетельству свидетелей, в тот же период времени из Чечни для совершения террористических актов выехали две группы боевиков. Первая группа в количестве 12 человек - в Москву, вторая в количестве 11 человек - в Санкт-Петербург.
Другой арестованный террорист Михаил Муласанов поведал, что летом 1999 года он прошел минно-взрывную подготовку в исламском боевом учебном центре "Кавказ". Там же он получил от одного из инструкторов-чеченцев предложение за денежное вознаграждение совершить серию взрывов в Пятигорске. Получив пять самодельных взрывных устройств и собрав группу из земляков-ногайцев, в конце 1999 года он выехал в Пятигорск, где был арестован правоохранительными органами.
В марте 2000 года в ходе проведения оперативных мероприятий были арестованы две группы, направленные из Чечни в Россию для совершения диверсии. В СИЗО # 1 ФСБ России оказались Бостановы, Байрамуков, Албаков, Кубанов и Туганбаев. В ходе следствия выяснилось, что упомянутые Бостановы, Туганбаев, находясь в январе-феврале 2000 года в составе незаконных вооруженных формирований на территории Чечни, принимали участие в боевых действиях. По предложению Гочияева они вступили в созданную главарем одной из банд, арабом по национальности Абу-Умаром, группу боевиков для совершения терактов на территории России.
Пройдя в Шатое подготовку по взрывному делу, террористы получили от инструкторов около 40 кг взрывчатки для детонирующих зарядов, более 100 электродетонаторов и прочее необходимое для терактов оборудование и в начале марта этого года через Ингушетию добрались до города Черкесска. Здесь, на территории Карачаево-Черкесии, при активном содействии местных жителей из числа ваххабитов террористы продолжили подготовку к выполнению "поставленной задачи". Осуществить преступные планы им помешал арест.
Согласно своим показаниям, члены этой группы должны были действовать по двум направлениям под руководством Гочияева и Крымшамхалова. Объектами диверсии были избраны военные госпитали в Краснодаре и Ростове-на-Дону, пассажирские поезда Пятигорск-Москва, жилые дома в Москве. Террористам были также поставлены задачи отправить по различным адресам 30 почтовых посылок со взрывными устройствами, а также изучить возможность совершения терактов на общественно опасных промышленных объектах. По словам арестованных, Гочияев и Крымшамхалов, находясь в лагерях чеченских боевиков, не скрывали среди окружения своего участия в совершении взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. Выяснилось также, что уже упомянутые террористы Батчаев, Деккушев и братья Салиховы также находятся ныне среди чеченских боевиков, входят в ближайшее окружение Хаттаба.
* * *
Следствие продолжается. Выясняются новые подробности терактов, совершенных осенью прошлого года в российских городах. Пополняется список арестованных преступников. С каждым установленным и преданным гласности фактом остается все меньше почвы для слухов и кривотолков.