НА СВОЕЙ пресс-конференции, прошедшей вчера в Национальном институте прессы, член попечительского совета благотворительного фонда поддержки правовых обычаев в экономике "Общественный договор", доктор экономических наук Александр Аузан выступил за отмену "весьма распространенной в России практики незаконных поборов, носящих налоговый характер". Имеется в виду принудительное маркирование голографическими знаками аудио-, видео- и компьютерной техники (по действующему с 17 мая 1997 года Постановлению правительства РФ # 601), а также сборы за парковку автотранспорта, за право торговли, за содержание собак и другие сборы, вводимые часто в разных регионах России.
Под давлением общественности 24 мая Госдума РФ отклонила проект закона о маркировании, который мог бы упрочить пока еще зыбкую юридическую почву этой практики. С мая же суды начали выносить оправдательные приговоры предпринимателям, отказывающимся покупать и наклеивать голограммы (они были привлечены к ответственности по ст. 171 УК за отсутствие маркировки - акцизной и специальной). Судьи признали, что голографические марки с учетной информацией не являются ни специальными, ни акцизными, а следовательно, не обязательны.
Но эта победа защитников правовых норм оказалась недолговечной: недавно Госстандарт выпустил приказ, в соответствии с которым с 1 октября текущего года голограммы нужно будет наклеивать на копии сертификатов соответствия. Учитывая то, что такие сертификаты обязаны иметь более 80% представленных на потребительском рынке товаров, а копия сертификата, выдаваемого на каждую партию товара, должна быть в каждой торговой точке, суммы прибыли от продажи марок будут просто астрономическими.
Поскольку плата за голографические марки не предусмотрена Налоговым кодексом и доход от этих сборов идет не в госбюджет, а в бюджеты частной компании, уполномоченной выдавать марки, и американской фирмы-производителя марок, то сбор денег не может считаться налоговым. Официально он называется борьбой с подделками и заботой о здоровье населения (в случае маркирования продуктов питания). Хотя на самом деле, по словам Аузана, взимание платы за эти марки не что иное, как налоговый сбор, который Налоговым кодексом определяется как "обязательный платеж... за совершение юридически значимых действий, включая предоставление прав". В данном случае речь идет о предоставлении продавцам права выхода на рынок.