"РАСПОРЯЖЕНИЕ о возобновлении деятельности в Чечне "Южной нефтяной компании" (ЮНКО) и переименовании ее в НК "Грознефть", подписанное в конце мая бывшим тогда полпредом правительства РФ в республике Николаем Кошманом, не совсем легитимно", - заявил на днях первый заместитель министра энергетики Александр Кочнев. По его словам, компания ЮНКО в свое время не прошла регистрацию, поэтому ее воссоздание не имеет юридического смысла.
Напомним, что до принятия Николаем Кошманом указанного распоряжения восстановлением нефтекомплекса Чечни на основе соглашения с Минтопэнерго занималась государственная компания "Роснефть". По словам президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, затраты на восстановительные работы составили 139 млн. руб. Однако для дальнейшей деятельности компании не была создана нормативно-правовая база. В частности, "Роснефти" не выдали лицензий на право пользования недрами, а также не передали права собственности на нефтяные объекты.
Сергей Богданчиков отмечал, что Минтопэнерго, Мингосимущество и Минприроды подписали постановление по предоставлению "Роснефти" необходимых лицензий, не хватало только подписи Николая Кошмана. Однако он решил создавать независимую чеченскую нефтяную компанию. При этом, по словам президента "Роснефти", и правительство, и Николай Кошман пообещали вернуть его компании средства, вложенные в Чечню.
Сейчас "Роснефть" приостановила свою деятельность в Чеченской Республике. Однако в Минэнерго не согласны с таким положением дел. Вот как прокомментировал корреспонденту "НГ" сложившуюся ситуацию Александр Кочнев: "По договору с "Роснефтью" Южная противофонтанная военизированная часть вела работы по ликвидации пожаров на территории Чеченской Республики и погасила 18 очагов. Сейчас эти работы приостановлены, так как с объектов снята охрана и отсутствует источник финансирования, а горят 22 скважины, нарушающие экологический баланс не только Чечни, но и соседних территорий. Вывод: в Чечне не хотят отдавать контроль над добычей нефти и, следовательно, над финансовыми потоками. Вопрос заключается в том, куда пойдут деньги за нефть. Вряд ли те, кто лоббирует данное решение, заботятся об экономике самой Чечни".
Можно предположить, что в ближайшее время в правительстве развернется отчаянная борьба за право контролировать добычу и продажу чеченской нефти. Позиция Минэнерго понятна. Противостоять ей мог только полпред правительства РФ в Чеченской Республике Николай Кошман. Однако сейчас он освобожден от занимаемой должности. Новый же руководитель Чечни может пересмотреть решение своего предшественника.