НЕ ПРОШЛО и недели после исторической встречи лидеров Северной и Южной Кореи в Пхеньяне, как Вашингтон объявил о снятии с КНДР экономических санкций, которые действовали с самого окончания Корейской войны в 50-е годы.
Вообще-то об этих планах Билл Клинтон объявил еще 9 месяцев назад, когда Вашингтон заключил с Пхеньяном соглашение, по которому Северная Корея обязалась не развивать свою ракетную программу в обмен на возобновление экономических отношений, которые тогда называли в основном "помощью". Саммит двух Корей, видимо, лишь внес в ситуацию ясность. Теперь не исключено, что военные программы КНДР больше не будут формальным оправданием планов США сломать Договор по ПРО.
Все это - еще один показатель перемен во внешней политике США, причем довольно серьезных. Вашингтон, несколько лет подчиняясь в основном давлению конгресса и прочих сторонников "жесткого курса", эпизодически переходил на конфронтацию с Пекином, Дели и Ираном. С Китаем эта политика, видимо, закончилась недавним принятием законопроекта о предоставлении КНР постоянного статуса наибольшего благоприятствования вместо прежнего ежегодного - со скандалом - продления этого статуса. С Индией ту же веху поставил визит туда Клинтона. Видимо, с обеими странами упор теперь будет делаться на "вовлечение" прежде всего экономическим путем. Можно при желании считать это поражением Вашингтона, но лучше задуматься о том, что будет с российской политикой теперь, когда союзные государства - Индия и Китай - больше не будут подвергаться постоянным унизительным "выволочкам" США, а вместо этого туда еще более мощным потоком пойдут американские инвестиции. И вот теперь мы видим ускорение того же "вовлечения" еще одной страны, которая могла бы быть, если бы не сворачивание связей в начале 90-х, столь же близким для нас партнером.
В известной степени связано с этим и еще одно примечательное событие: КНДР, оказывается, уже три дня как не "государство-изгой". По словам Мадлен Олбрайт, из этой категории Северная Корея вместе с Ливией и Ираном выведена и помещена в категорию "государств, вызывающих беспокойство". Напомним, что саму по себе классификацию стран мира на "чистых" и "нечистых" инициировала сама же Олбрайт в 1994 году, еще представляя США в ООН. Так или иначе, "повышение рейтинга" КНДР лишний раз показывает, насколько своевременным был бы визит туда Владимира Путина в следующем месяце, если бы он не был уже слегка запоздавшим.
И еще детали развития ситуации в Азии, прямо или косвенно связанные с нынешними событиями вокруг Корейского полуострова. Владимир Путин провел 20-минутный телефонный разговор с президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном, обсудив ситуацию после межкорейского саммита в Пхеньяне. Путин сообщил о решимости России делать все возможное для создания внешних условий, которые гарантировали бы реализацию достигнутых двумя Кимами договоренностей. При этом Ким Дэ Чжун предложил Путину посетить и Сеул.
Тем временем новый президент Тайваня Чэнь Шуйбянь предложил вчера председателю КНР Цзян Цзэминю повторить опыт двух Корей и провести свой "межкитайский" саммит без всяких предварительных условий. Это совсем новый сюжет, хотя вряд ли неожиданный: сравнение ситуации китайской и корейской было на устах или в умах аналитиков с того момента, когда стало известно о проведении саммита в Пхеньяне.