ВЧЕРА в Москве главы военных ведомств России и США Игорь Сергеев и Уильям Коэн подписали программу сотрудничества на 2000 год, а также продолжили диалог по проблемам, которые обсуждались на их предыдущей встрече в Брюсселе 9 июня.
Следует отметить, что российско-американские контакты в военной сфере нацелены на проведение мероприятий в рамках тех программ и направлений сотрудничества, которые отвечают интересам обеих сторон и обеспечивают постоянное взаимодействие для решения наиболее актуальных двусторонних и международных проблем. Именно этот принцип заложен в основу программы сотрудничества между МО РФ и военными структурами НАТО, которая уже успешно реализуется по ряду направлений. В том числе - по линии 12 ГУМО. Так, за первые пять месяцев текущего года в России принято восемь американских делегаций по проблемам обеспечения сохранности и учета ядерных боеприпасов в местах хранения и транспортировки, строительства хранилища для ядерных материалов, ликвидации ракетных топлив и окислителей.
Всего программой контактов между ВС РФ и США на 2000 год предусмотрено проведение 17 (без учений) совместных мероприятий. Для сравнения: на 1999 год было запланировано десять, проведено два.
Вместе с тем маршал Сергеев счел необходимым остановиться и на имеющихся проблемах в отношениях с США. Наряду с продуктивным сотрудничеством между российскими и американскими подразделениями в составе многонациональной бригады "Восток" в Косово в последнее время наметилась тенденция навязывания командованию 13-й тактической группы выполнения не свойственных ей функций. Как, например, задача ведения разведки части югославской территории методом пешего патрулирования, что является нарушением условий военно-технического соглашения с СРЮ. Кроме того, в Косово неоднократно отмечались действия американских разведгрупп, осуществлявших скрытое наблюдение за военнослужащими ВДВ РФ.
Как стало известно "НГ", в ходе контактов в Брюсселе 9 июня Уильям Коэн остановился на проблематике адаптивного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в части, касающейся приведения в соответствие с договорными обязательствами российских фланговых уровней обычных вооружений и выполнения стамбульских договоренностей по сокращению российских воо ружений в Грузии, а также вывода их из Молдовы.
Шеф Пентагона также предложил направить группу российских офицеров в Косово для участия в учениях миротворческого воинского контингента, которые состоятся с 24 сентября по 10 октября, и предложил проработать вопрос об участии военных наблюдателей из РФ на учениях в рамках программы ПРМ на Украине и в Исландии. Кроме того, затрагивался вопрос о совместном учении по нестратегической ПРО на территории РФ.
В ходе российско-американских переговоров затрагивались и вопросы стратегической стабильности. Вчера министр обороны РФ опроверг аргументы Вашингтона относительно существования ракетной угрозы США со стороны КНДР. Российские эксперты со ссылкой на имеющиеся в их распоряжении данные утверждают, что:
Пхеньян не имеет финансово-экономических возможностей для создания в обозримой перспективе высокозатратной производственной базы для развертывания МБР;
КНДР не имеет возможностей для создания современных МБР;
интересы безопасности КНДР ограничиваются масштабами региона, и было бы наивно полагать, что Северная Корея имеет намерения нанести ракетный удар по континентальной части США или по Европе;
учитывая несопоставимость военных потенциалов КНДР и США, абсурдно полагать, что Пхеньян пойдет на риск самоуничтожения в результате ответного удара;
наконец, нельзя не замечать позитивных подвижек в политике КНДР в отношении своих соседей и других стран.
Таким образом, Россия не видит причин для внесения каких-либо изменений в Договор по ПРО.