0
590
Газета События Интернет-версия

10.06.2000 00:00:00

Услышанная молитва

Тэги: Алексий, патриарх


Фото Саяра Абдрахманова

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ интронизации Патриарха Алексия II хочется вспомнить не 90-й, а 1964 год. В России в этот год еще сеяли кукурузу, построение коммунизма ожидалось полностью завершить в ближайшие два десятилетия. Все это сопровождалось лихорадкой воинствующего атеизма. Последний "советский поп" должен был, по словам Хрущева, вскоре исчезнуть.

В 1964 году Алексий (Ридигер) был рукоположен во архиепископа и назначен Управляющим делами Московской Патриархии. Вслед за этим он принял на себя руководство всеми духовными школами, церковным пенсионным фондом. Иначе говоря, стал вторым лицом в руководстве Русской Церкви. С тех пор волны истории смыли с политической сцены не только пятерых правителей России, но и целые поколения политической и хозяйственной элиты.

Волны русской истории плещутся у ног Патриарха, он - "дуайен" российской политики. Пережив эпоху хрущевских гонений, он стал свидетелем подлинного торжества православия, поскольку на его глазах канула в небытие гигантская система государственного атеизма на одной шестой части суши.

С большой осторожностью можем мы выносить суждения о последнем десятилетии Русской Церкви. Если не спрямлять углы и помнить об историческом масштабе событий, то надо помнить, что каждая задача из тех, что ставила перед собой Церковь, подвергалась такому давлению исторических обстоятельств, которое могло искривить любую траекторию.

Перед Церковью в конце 80-х гг. стояли несколько простых на первый взгляд задач: существенно пополнить клир; вернуть собственность и суметь ею управлять; выставить свои приоритеты в государственно-церковных отношениях. Крушение СССР создало проблему борьбы за целостность канонической территории. И главное: выработать какой-то новый стиль церковной жизни - и приходской, и отношений внутри иерархии, и объединительных форм православной общественности. Только при очень поверхностном и наивном подходе казалось, что можно вернуться через голову "70-летнего пленения" к тем формам, в которых Церковь жила до 17-го года.

Вера была сохранена, но Церковь вступала в первое постсоветское десятилетие крайне истощенной. Одни ждали "религиозного возрождения", другие ждали, что Церковь немедленно начнет "вносить духовность", третьи, кивая на католиков, рассчитывали, что Церковь тут же покроет все больницы, тюрьмы и детдома "социальным служением".

Церковь лишь в малой степени призвана что-то "организовывать". Ее цель - прорастать сквозь все социальные ткани. Эту цель Достоевский выразил устами старца Зосимы: "Церковь не хочет быть государством, государство будет становиться церковью". Но "прорастание" - это очень медленный процесс и прямо противоположный социальной инженерии. Можно определенно утверждать, что Патриарх Алексий держит именно этот курс.

В первое постсоветское десятилетие зияют три дыры - состояние русского богословия, отсутствие в русском епископате той энергичной группы единомышленников, которая могла бы найти ответ на вызовы близкого будущего и слабость аппарата Московской Патриархии. Во многом именно эти три проблемы влияют и на то, что Поместный Собор откладывается уже пять лет. В Русской Церкви к концу столетия - 20 тысяч священников и иерархов. Может быть, это еще слишком узкий контингент, для того чтобы выдвинулось достаточное количество способных организаторов, богословов, публицистов?

Одно из самых любопытных событий десятилетия - краткая полемика Патриарха с Александром Солженицыным. Мы были ее свидетелями на Рождественских чтениях 1997 года. Солженицын выступил с яркой речью, где "по праву рядового мирянина" сказал обо всех проблемах РПЦ в новую - пока еще очень короткую - эпоху. В том числе он сказал и о том, что голос Церкви пока еще плохо слышен в обществе. Я ожидал, честно говоря, что его поблагодарят за участие и отпустят с миром. Но Святейший - он был в президиуме - встал и очень кратко возразил. Не могу процитировать дословно. Но смысл был таков: в Русской Церкви было и есть немало таких молитвенников, что голос ее хорошо слышен там, куда они обращаются с молитвой.

Если окинуть мысленным взором исторический ландшафт между 1964 и 2000 годом, не приходится сомневаться, что молитвы Предстоятеля были услышаны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
575
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2296
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1512
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1144

Другие новости