НА ПРОХОДЯЩЕЙ на этой неделе в Берлине аэрокосмической выставке ИЛА-2000 стала назревать скандальная ситуация, когда на площадке натуральных образцов столкнулись нос к носу два модернизированных МиГ-29. Один представляла Россия и немецкий авиаконцерн ДАЗА, другой - та же ДАЗА вместе с авиапроизводителями Румынии и Израиля. Борьба за контракты по модернизации почти 130 МиГ-29, находящихся на вооружении армий Восточной Европы, по минимальным прикидкам, оценивается в полмиллиарда долл. (Подробнее о коллизии см. "НГ" от 17.05.2000 г. и "НВО" # 17, 2000 г.)
Борьбу за заказы на модернизацию российская сторона развернула задолго до открытия выставки. В результате жестких действий со стороны Российской самолетостроительной корпорации "МИГ" и госкомпании "Росвооружение" в середине прошлого года удалось совместно с ДАЗА создать совместное предприятие "МАПС" и практически свернуть деятельность румыно-израильско-немецкого предприятия. Панихиду по этой несостоявшейся затее провел руководитель проектов военных самолетов концерна ДАЗА Рюдигер Занец, заявив в ходе работы Берлинского авиасалона: "Впредь без русских ничего делать не будем". Румыно-израильский экземпляр МиГ-29 "Снайпер" при участии немецкой стороны представляется последний раз на международных выставках, заявил он. Это отрадно, поскольку в ходе ожидаемого в скором времени визита российского президента Владимира Путина в Германию состоится подписание межправительственного соглашения по совместному авиапредприятию "МАПС".
МиГ-29СМТ - глубоко модернизированный вариант легкого фронтового истребителя МиГ-29. В отличие от своего предшественника он является многоцелевым самолетом и может решать задачи истребителя, перехватчика, штурмовика, разведчика и воздушного командного пункта. Самолет способен нести и применять все виды современного российского оружия. Имеется также принципиальная возможность доработки самолета под применение ракет иностранного производства. Дальность полета МиГ-29СМТ сопоставима с перегоночной дальностью тяжелых истребителей. По разным оценкам, эффективность модернизированного МиГа возросла в 8 раз, а стоимость его эксплуатации снизилась на 35-40%.
Свою продукцию на ИЛА-2000 демонстрирует еще один крупнейший создатель российской авиационной техники с мировым именем - АООТ "ОКБ Сухого" (г. Москва). Наряду с такими разработками последнего времени, как самолеты Су-З0МК, Су-32 и Су-33, конструкторы OKБ представляют программы модернизации ранее поставлявшихся во многие страны бомбардировщиков Су-24МК и истребителей-бомбардировщиков Су-22М4. Хотя выставка завершает свою работу 12 июня, можно сказать, что российские авиастроители в конкурентных боях одержали победу.