РОССИЙСКИЕ военные и правоохранительные органы буквально ежедневно сообщают о своих успехах по задержанию и уничтожению бандитов в Чечне. Вчера этот перечень пополнился еще несколькими людьми. При проведении оперативно-разыскных мероприятий сотрудники Регионального управления по борьбе с организованной преступностью на Северном Кавказе задержали опасного преступника Бислана Ибрагимова, который в составе вооруженной группы в 1998 году совершил убийство двух человек. В населенном пункте Лермонтов-Юрт Ачхой-Мартановского района Чечни задержаны наемник-араб, а также три человека с поддельными удостоверениями сотрудников милиции. Разведывательная группа ВДВ уничтожила, как сказано в официальном сообщении, "известного своей жестокостью" Мусу Шахбулатова и его банду. Этот боевик, по утверждению российских военных, являлся надежным помощником террориста Шамиля Басаева. Сотрудниками ФСБ в Дагестане задержан активный участник банды Арби Бараева, ингуш по национальности, который возвращался из Азербайджана с лечения. Полномочный представитель правительства РФ в Чечне Николай Кошман, в свою очередь, сообщил, что по обвинению в организации и проведении террористического акта на окраине Грозного, в результате которого погиб его заместитель Сергей Зверев, задержаны несколько человек.
Всего же с начала этого года на территории Чечни задержаны 5,5 тыс. человек, около тысячи из которых - за причастность к незаконным вооруженным формированиям. Кроме того, российские спецслужбы ведут активные действия по поиску и задержанию основных главарей чеченских бандформирований. Сообщивший об этом заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов заверил также, что передвижения главарей бандформирований отслеживаются, а по наиболее одиозным из них "работают отдельные группы".
Это из официальной хроники, которая, видимо, все-таки несколько отличается от реальной ситуации. Те же официальные источники информации либо сами становятся авторами тревожных сообщений, либо путаются и опровергают друг друга. Так, по данным командования Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе, лидеры чеченских экстремистов готовятся к проведению крупных диверсионных и террористических акций на военных и административных объектах Чечни. При этом они проникают во вновь формируемые структуры и органы местной власти. Кроме того, аппарат помощника президента РФ Сергея Ястржембского опроверг сообщения правоохранительных структур Дагестана о якобы появлении в приграничных с Дагестаном районах Чечни наемников-талибов численностью до двух батальонов. Не менее сомнительные сведения привел Игорь Зубов, по словам которого, главари бандформирований, скрывающиеся в горной части Чечни, заявляют о своей готовности сдаться в плен, если их примут в ряды чеченской милиции. Но, естественно, МВД России исключает возможность вступления в восстанавливаемые органы охраны правопорядка бывших боевиков. Тем не менее численно личный состав милиции в Чечне планируется увеличить с 1,2 тыс. до 5 тыс. человек, которые будут отбираться более тщательно.
Между тем российские политики однозначно указывают на промедление в принятии политических решений по чеченскому урегулированию. Николай Кошман, например, заявил, что в Чечне необходимо как можно быстрее ввести федеральное правление, которое "необходимо просто как воздух". Лидер группы "Народный депутат" в Госдуме РФ Геннадий Райков также высказался за введение прямого президентского правления не менее чем на год-полтора. И тот, и другой считают нецелесообразным проведение в Чечне выборов главы республики. Райков полагает сейчас среди чеченских политиков нет фигуры, которая могла бы устроить все население республики, а Кошман отметил, что человек, который в перспективе станет главой Чечни, должен прежде всего разбираться в экономике, а также в финансовых вопросах. Тем временем лояльные по отношению к Москве чеченские политики создали Общественный совет по установлению мира в Чеченской Республике.
Что касается чеченских сепаратистов, то они, согласно их источникам информации, через своего представителя Ильяса Ахмадова изложили в Вашингтоне свой "мирный план", который предполагает прекращение огня, создание временного комитета по наблюдению за перемирием с участием международных представителей, развод войск, проведение полномасштабного расследования военных и уголовных преступлений и начало переговоров о взаимоотношениях ЧРИ и РФ при посредничестве третьей стороны. В связи с этим Сергей Ястржембский уже, видимо, устал объяснять, что переговоры с чеченскими боевиками могут состояться только по вопросу капитуляции.