Первыми на месте совершения террористического акта в Волгограде оказались специалисты-взрывники. Фото автора |
ДВОЕ убитых и 15 тяжелораненых, таков по данным ФСБ, предварительный итог террористического акта, совершенного 31 мая в Волгограде. В 7.10 утра в Дзержинском районе города-героя на Волге (это почти центр), в непосредственной близости от КПП 255-го мотострелкового полка 20-й гвардейской дивизии (так называемый "11-й городок"), прогремел взрыв. Жертвами радиоуправляемого взрывного устройства (по некоторым данным, это был пакет, в котором находились 200-250 граммов пластита, металлические шарики, рубленые гвозди и проволока) стали солдаты военно-строительной части, направлявшиеся на завтрак. Взрывом было развалено дерево, на котором была подвешена адская машина. Этим же объясняются и тяжелые ранения у пострадавших солдат - осколки били, прежде всего, в головы и верхние части тела военнослужащих.
Осмотр места происшествия и прилегающей территории выявил еще одно взрывное устройство, замаскированное непосредственно у КПП 255-го полка. По неизвестным пока причинам, оно не сработало. Движение по проспекту маршала Жукова, где находится КПП части, было перекрыто, целый день там работали специалисты ФСБ, милиции и военной контрразведки.
Как всегда, существует несколько версий случившегося. Самая основная, первая пришедшая в голову - это месть чеченских боевиков бойцам 255-го полка, активно участвовавшим в боевых действиях на Северном Кавказе. Этот полк является главной боевой единицей 20-й гвардейской дивизии - остатков легендарной 8-й армии генерала Рохлина. Военнослужащие 255-го полка в первую и вторую чеченские кампании участвовали в штурме и взятии Грозного, находились на самых тяжелых и ответственных участках. С августа 1999 г. по февраль 2000 г. полк потерял, по неофициальным данным, свыше 60 человек убитыми и 200 ранеными. Мужество и героизм солдат 20-й дивизии хорошо известны жителям Волгограда.
В то же время, предпринимались разного рода попытки дискредитировать 255-й полк (по мнению источника "НГ" в Волгоградском гарнизоне, это стало следствием "несложившихся отношений" между командованием полка и гарнизонной военной прокуратурой). В одной из программ РТР почему-то именно эта часть была названа в числе самых "неблагополучных" в Российской армии. Солдат и офицеров из 255-го обвиняли в нарушениях дисциплины и даже совершении массовых убийств чеченцев у станции Червленая. По имеющейся информации, в Волгоград около месяца назад приезжала представительная комиссия Министерства обороны для проведения "ревизии" в полку. В результате, претензии к 255-му были сняты. Но, видимо, не со стороны боевиков.
Сами военные всегда серьезно относились к предположениям журналистов о возможной мести со стороны чеченцев. В Волгоградской области проживают, по разным оценкам, от 25 до 70 тысяч чеченцев. Какой-либо системной работы властей в отношении кавказских диаспор (чеченской, дагестанской, армянской, азербайджанской, грузинской) не ведется. В то же время, периодически в СМИ всплывает информация о присутствии на территории области раненых и здоровых боевиков, которые не только лечатся у своих земляков на чабанских точках, но и занимаются совершением самых дерзких преступлений и разведкой в пользу "независимой Ичкерии".
По мнению экспертов, террористический акт у казарм 255-го полка вполне мог быть совершен чеченскими боевиками. Взрыв был подготовлен вполне профессионально: сначала подрывался пакет на дереве, а потом, когда на крики раненых из КПП выбежали бы бойцы 255-го, должен был взорваться второй пакет. Это напоминает тактику чеченских снайперов, которые, как известно, в ходе боев в Чечне не убивали первую жертву, а лишь ранили ее: основные пули предназначались тем, кто пытался потом раненому помочь. Погибшие и тяжело раненые утром 31 мая в Волгограде солдаты военно-строительной части никогда не участвовали в боях на Северном Кавказе. Они даже не входят в состав 255-го полка.
Существует, помимо чеченской, и другая версия взрыва в Волгограде. По имеющейся информации, казармы 255-го полка уже несколько месяцев привлекают к себе внимание волгоградских бандитских группировок. Собственно, не столько сами казармы или солдаты, сколько солидные зарплаты участников боевых действий в Чечне. Источник в Волгоградском гарнизоне утверждает, что было уже много попыток со стороны бандитов обманным путем завладеть дембельскими зарплатами. При этом использовались все методы, от угроз и избиений до спаивания водкой. Обнаглевшие охотники за деньгами, по слухам, пытались давить не только на солдат, но и на офицеров и членов их семей. Информатор корреспондента "НГ" рассказал, что около месяца назад четверо бандитов с помощью избиений и угроз заставили подписать доверенность на получение в отделении Сбербанка "чеченских" денег мужа жену офицера, находившегося в Чечне. Затем, якобы, женщина сообщила о вымогателях сослуживцам мужа, которые, по словам информатора "НГ", очень жестоко расправились с бандитами. Если это событие имело место на самом деле, то нельзя исключать, что соратники бандитов могли отомстить военным. И решили это сделать громко.
Какая из этих версий окажется правильной - покажет только следствие. Одно ясно уже сейчас: взрыв в Волгограде, однозначно, не результат неосторожного обращения с боеприпасами и не следствие самопального разминирования (что не редкость в гарнизонах). Это - террористический акт, целью которого было не только запугивание, но и уничтожение российских солдат.
Волгоград