Поклониться Ефремову приехал президент России. |
ВЧЕРА Москва простилась с Олегом Николаевичем Ефремовым. C девяти утра до двух в огороженный со всех сторон милицией Камергерский переулок тянулись люди - очень известные актеры и политики и простые зрители, поклонники - то, что в Москве широкие похороны, чувствовалось уже в метро: черные одежды, повязки, скромные букетики в руках тех, кто еще помнит очереди в "Современник" на площади Маяковского.
Зал был полон - партер, бельэтаж и ярусы. В проходах стояли те, кто хотел провести с Ефремовым последние его часы в этом театре.
На сцене гроб, укрытый белым саваном с православной каллиграфией, за гробом - огромный крест, составленный из знаменитых подъемных платформ (МХАТ использовал их всего один раз - в предпоследнем спектакле Ефремова "Борис Годунов"): на черном бархате креста - десятки венков.
По традиции театральных актеров провожают в последний путь аплодисментами. Фото Петра Кассина (НГ-фото) |
Было заранее известно, что панихида будет краткой. Так и произошло: панихиду, которую вел министр культуры Михаил Швыдкой, завершила речь Олега Табакова. Многим не дали выступить, но распорядок был известен заранее, и потому сотни людей, которые пришли к часу и встали в очередь в театр, опоздали к "официальной части". Эмоциональной доминантой стало краткое выступление Галины Волчек, не скрывавшей слез. "Современниковцы" потеряли учителя и родного им человека. Волчек сказала, что лучшей памятью Ефремову будет, если им удастся сохранить живым "Современник". Открывший панихиду Виктор Розов предложил присвоить "Современнику" имя Ефремова.
В театр пускали понемногу, часто надолго перекрывая движение: на панихиде присутствовали первые лица государства. Без четверти десять прибыл Владимир Путин, позже - Валентина Матвиенко, Михаил Касьянов - в одиннадцать. Пожалуй, эта "часть" была самой неприятной: новая власть как-то слишком усиленно охраняет себя даже в те минуты, когда, казалось, терракт выглядел бы пределом цинизма. В минуты "красного коридора" во МХАТ имени Чехова не пускали даже актеров "Современника", Олега Табакова, Юрия Любимова. Они стояли у кордона под тяжелым взглядом взвода напряженных охранников, с угрозой демонстрирующих всем присутствовавшим рукояти автоматов под пиджаками. Дежурившие у театра солдаты не узнавали Любимова и Табакова, некоторые - вовсе не знали, кого хоронят...
Многие в этот день не смогли быть в Москве. Петербургский режиссер Лев Додин прислал в "НГ" слова соболезнования (мы публикуем их на странице 7).
В три часа пополудни в Храме Успения Богородицы началось отпевание, на которое прибыл Борис Березовский. Через час Олег Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Константина Станиславского, таким же скрытым, скромным христианином, каким был и Олег Ефремов, достойный продолжатель святого дела Художественного театра. Как сказал вчера Анатолий Смелянский, "им будет о чем поговорить".
Сегодня в 13.00 на могиле Олега Ефремова на Новодевичьем кладбище состоится панихида на девять дней, исполнившихся со дня смерти актера.