В НОЧЬ со среды на четверг в 3 часа 10 мин московского времени, как и прогнозировал генеральный директор и генеральный конструктор ОАО "НПО Энергомаш" Борис Каторгин (см. "НГ" от 23.05.2000 г.), американская ракета-носитель (РН) "Атлас-3" с российским двигателем первой ступени РД-180, изготовленным на этом предприятии, с пятой попытки успешно стартовала с космодрома на мысе Канаверал во Флориде и вывела на геостационарную орбиту европейский спутник связи EUTELSAT W4. Неудачи четырех предыдущих попыток запуска ракеты в период с 16 по 21 мая не связаны с работой российского двигателя и были обусловлены недостатками в работе систем обеспечения американского космодрома (неустойчивая работа телеметрических систем слежения на Бермудских островах), сильным ветром и несанкционированным заходом в опасный район моря у мыса Канаверал посторонних судов.
Маркетингом и реализацией продажи двигателей РД-180 в США занимается совместное предприятие "РД АМРОСС", созданное "НПО Энергомаш" и американской компанией "Пратт энд Уитни". Стоимость одного двигателя - около 10 млн. долларов. "НПО Энергомаш" уже получило заказ на производство 18 двигателей для РН "Атлас-3", четыре из которых были переданы американской стороне в прошлом году. В 1997 году корпорация "Локхид-Мартин" подписала соглашение с "РД АМРОСС", по которому обязалась закупить в течение десяти лет 101 двигатель РД-180. Под эту программу "Локхид-Мартин" выделила для "НПО Энергомаш" кредит на 25 млн. долл. под производство указанной серии двигателей. На эту сумму уже заказано технологическое оборудование. Сейчас Центральный банк России отрабатывает механизм использования этих денег.
В перспективе США намерены организовать у себя производство этих двигателей и оснащать ими ракеты "Атлас-5". Однако пока Россия не продала лицензию на производство своих двигателей, этот процесс находится в стадии переговоров.