Бронестекла этого "уазика" помогли выжить его водителю. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
В ХОДЕ контртеррористической операции на Северном Кавказе с 6 августа 1999 г. федеральные силы потеряли 208 единиц бронетехники. Бандформированиям удалось уничтожить более 150 боевых машин пехоты, около 50 бронетранспортеров. Кроме того, боевики подбили 10 танков федеральных сил.
Нынешние потери бронетехники на порядок ниже, чем они были в первую чеченскую кампанию. Тогда было сожжено более 100 танков. Только за первую неделю января 1995 г. в Грозном сепаратистами было уничтожено около 50 танков. Это объясняется поспешным и недостаточно продуманным вводом бронетехники в черту города, слабым взаимодействием между родами войск и низкой выучкой личного состава.
В 1999-2000 гг. войска показали несравненно более высокую подготовку. Источники в военном ведомстве, в частности, сообщили, что в Грозном в ходе нынешней операции федеральные силы потеряли только один танк. Два танка боевики подбили в ходе боев в селении Комсомольском. Еще несколько подорвано боевиками с помощью мощных управляемых фугасов, как это было в райцентре Урус-Мартан, где было потеряно две боевые машины. Отмечается, что повышение живучести танков от противотанковых мин и фугасов остается серьезной проблемой для войск.
Автомобильная техника в ходе обеих чеченских войн использовалась в сложных условиях распутицы и практически полного бездорожья. Поэтому даже автомобили со всеми ведущими осями типа "ЗИЛ-131", "ГАЗ-66", "УАЗ-452" показали невысокую проходимость и надежность. Автомобили народнохозяйственного назначения "МАЗ-500", "ЗИЛ-130", "ГАЗ-53" самостоятельно двигаться практически не могли. При их вытаскивании и буксировке они, как правило, выходили из строя (в частности, отмечались обрыв передней оси и разрыв рамы). Хорошо зарекомендовал себя автомобиль "УРАЛ-4320".
Низкую эксплуатационную надежность и слабую пригодность к боевому использованию, как и в предыдущей кампании, показали бронетранспортеры типа "БТР-60ПБ" и "БТР-70". Далеко не с лучшей стороны показали себя тягачи "ВТ-55" и "БТС-4", которые не могли обеспечить эвакуацию тяжелых образцов бронетанковой техники.
Опыт операции на Северном Кавказе еще раз показал, что войскам крайне необходима боевая машина с эффективной броневой защитой от ручных противотанковых средств, мощным вооружением и большой маневренностью, а также многоцелевые бронированные автомобили и автомобили с локальной защитой.
Нынешние боевые машины пехоты и бронетранспортеры слабо защищают экипажи при попадании в них практически любого артиллерийского снаряда, мины или ручной противотанковой гранаты. Ощущается острая нужда и в автомобильной технике, обладающей защитой от попадания 7,62-мм пуль и осколков. Соответствующие вооружение и техника, средства защиты разработаны и имеются в опытных экземплярах, их высокая эффективность подтверждена в ходе полигонных испытаний. Однако массовому поступлению в войска столь необходимой техники мешает недостаточное и неритмичное финансирование.
На этом фоне в частях и подразделениях на Северном Кавказе местные умельцы самостоятельно приваривают к боевым машинам решетки для защиты от ручных противотанковых гранат, крепят по бортам боевых машин "для увеличения класса защиты" различные подручные средства, например, мешки с песком, ящики. В этой связи вспоминается опыт Берлинской операции 1945 г., когда танкисты приваривали к башням и корпусам боевых машин металлические сетки от кроватей, защищая машины от фаустпатронов.
Серьезная проблема состоит еще и в том, что, как отмечают информированные эксперты, армия в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе использует в основном запасы, созданные еще ВС СССР. Однако бесконечно это продолжаться не может.