ПРЕДСЕДАТЕЛЬ общественной независимой комиссии по расследованию событий в Чечне, председатель комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников в среду передал президенту РФ Владимиру Путину пакет своих предложений по выходу из чеченского кризиса. По словам российского депутата, его беседа с главой государства, продолжавшаяся более часа, касалась деятельности возглавляемой им комиссии, проблем населения Чечни и условий проживания вынужденных переселенцев в лагерях беженцев. Крашенинников рассказал также Путину о своей недавней поездке на Северный Кавказ. А раз так, то он не мог не поделиться впечатлениями от своей встречи с вице-премьером в масхадовском правительстве Казбеком Махашевым.
Между тем оценки ситуации в Чечне со стороны всех российских политиков и военачальников сводятся к тому, что в ближайшее время бандформирования попытаются активизировать боевые действия и предпримут нападения на подразделения федеральных войск. И.о. помощника президента РФ Сергей Ястржембский считает также вполне реальной угрозу проникновения боевиков в Чечню со стороны Грузии. Министр обороны Игорь Сергеев также располагает данными о том, что обстановка в Чечне может осложниться к исходу мая - началу июня в связи с открытием горных перевалов. Таким образом, вполне ожидаемая эскалация конфликта не должна стать для российских властей неожиданной, хотя на деле это, как правило, происходит внезапно.
Поэтому Москва не может не искать возможностей прекращения войны в Чечне. План Крашенинникова, если и связан с "доведением антитеррористической операции до логического конца", явно имеет отличную от военной логику. Что бы российский депутат ни говорил о гуманитарных проблемах, которые он обсуждал с Казбеком Махашевым, именно эта встреча и стала началом, если не продолжением переговоров с Асланом Масхадовым, о чем неоднократно писала "НГ". Похоже, сейчас, после нападения в Ингушетии боевиков на колонну внутренних войск, такие контакты приостановлены, но после вчерашней встречи Владимир Путин уже не сможет оставаться в стороне от намечающегося политического процесса. По крайней мере, Крашенинников поделился с "Интерфаксом" своим впечатлением о том, что глава государства "спокойно" воспринял факт встречи с Махашевым, а кроме того, поддержал деятельность возглавляемой депутатом комиссии.
Кстати, наибольшее количество сторонников переговоров с Асланом Масхадовым имеется, как известно, среди российских губернаторов, причем не только северокавказских лидеров. Теперь они смогут влиять на процесс урегулирования, по крайней мере, уже пытаются это делать. На вчерашнем заседании Совета Федерации президент Ингушетии Руслан Аушев призвал председателя верхней палаты Егора Строева создать группу сенаторов для изучения ситуации на Северном Кавказе. Строев поддержал это предложение и высказал мнение, что такая комиссия может быть сформирована из представителей комитетов по конституционному законодательству, по делам Федерации и по вопросам безопасности и обороны. Правда, формальным предметом изучения станут обстоятельства нападения в Ингушетии на военную колонну, однако сенаторы - не следователи, и их выводы будут носить политический характер. Кстати, накануне Руслан Аушев вновь призвал к переговорам с Асланом Масхадовым - "символом чеченского народа", однако, по его мнению, пока на Северном Кавказе нет абсолютно никакого фона для переговоров. Тем не менее ингушский лидер уверен, что война не может перекинуться на другие регионы Северного Кавказа, хотя, по его сведениям, у боевиков "нет никаких проблем с пересечением чечено-ингушской границы, равно как и с пересечением границы между Россией и Грузией".