ВЧЕРА в Москве начало свою работу двухдневное Всероссийское совещание органов федерального казначейства. Несмотря на кажущуюся рутинность мероприятия, информация, прозвучавшая вчера на совещании из уст первого заместителя министра финансов Алексея Кудрина, носила весьма сенсационный характер.
Фактически Алексей Кудрин, кресло министра финансов которому сейчас уже практически обеспечено, выступил с программной речью, представив на суд общественности свое видение необходимых реформ в сфере экономики. Так, по его словам, поскольку от нового правительства сейчас ждут понятных мер по поддержке реальной экономики, необходимо продолжать институциональные и структурные реформы. Причем, судя по словам первого замминистра, правительству следует как можно быстрее отказаться от системы льгот и преференций, которые до конца еще устранить не удалось, и снизить налоговое бремя.
В частности, правительству, по словам Кудрина, необходимо предпринять шаги, направленные на введение единых правил для всех предприятий, постепенно снизить не только налоги, но и таможенные пошлины, защитить конкуренцию и способствовать ввозу в страну высокотехнологического оборудования.
Уже в этом году правительство, по словам Кудрина, планирует снизить таможенную и налоговую нагрузку сразу на 3% ВВП (таможенные пошлины будут снижены на 1% ВВП, а налоги - на 2%). В связи с готовящимся вступлением нашей страны в ВТО ставки таможенных пошлин планируется снизить как минимум на 10% - с 30 до 20%.
Правда, положение Алексея Кудрина в качестве будущего министра финансов осложняют несколько факторов. Так, стремление добиться от Государственной Думы принятия предложенных поправок ко второй части Налогового кодекса перед утверждением бюджета на будущий год уже успело натолкнуться на весьма грамотное бюрократическое сопротивление нижней палаты парламента.
Кроме того, все предложения по снижению налогового бремени будут иметь смысл только в том случае, если России удастся добиться реструктуризации своего внешнего долга. Если этого не произойдет, то возможность снизить налоги, несмотря на всю важность этого шага, отпадет сама собой - правительству придется копить средства для расчета с кредиторами.
Немало вопросов возникает и к трактовке российскими чиновниками проблем свободной конкуренции. Послабление фискального бремени для импортеров в условиях восстановления объемов ввоза иностранных товаров на наш рынок может серьезно ослабить только начавшие наращивать производство отечественные предприятия, конкурентоспособность которых у многих экспертов сейчас вызывает скептицизм.
Впрочем, все эти подводные камни правительство при желании сможет обойти. Несколько сложнее обстоят дела с планируемой реформой пенсионной системы. Как заявил вчера Кудрин, уже в этом году правительство намерено определить параметры пенсионной реформы, подразумевающей постепенное введение накопительной системы. В качестве контрольного срока назван 2008 год, когда существующая ныне система, по словам Кудрина, уже не сможет выполнять свои функции из-за общего старения населения страны, так как отчисления в Пенсионный фонд пришлось бы увеличить в разы.
Однако, как полагают специалисты, переход к новой схеме будет трудным. Дело в том, что уже сейчас, для того чтобы создать дополнительные источники поддержки российских пенсионеров, у государства может не хватить своих средств. Эксперты не исключают, что для содержания параллельных пенсионных систем государству придется привлекать помимо действующих обязательных выплат в Пенсионный фонд еще и дополнительные средства из личных доходов работающих сейчас граждан.