Пасхальную службу в Кремле проводит Святейший Патриарх Алексий II. |
В ПАСХАЛЬНУЮ ночь с 29 на 30 апреля в кафедральном Богоявленском соборе было не протолкнуться. Еще задолго до начала службы обладатели заветных пригласительных билетов, проходя через кордон милиции, скорее бежали занимать места поближе к Патриаршей кафедре. К началу торжественной службы в собор прибыли почетные гости во главе с мэром Москвы Юрием Лужковым и первым вице-премьером правительства России Михаилом Касьяновым.
Торжественное Пасхальное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему в эту ночь сослужили митрополит Солнечногорский Сергий и архиепископ Истринский Арсений с множеством духовенства. Раздав молящимся благодатный огонь, к полуночи церковнослужители с крестом, светильниками и фимиамом, из алтаря двинулись на крестный ход. Сразу же за Святейшим Патриархом следовали высокопоставленные гости, окруженные охраной. Простой же народ не весь решился пойти на крестный ход, опасаясь, что обратно на свое место он уже не вернется. Привилегированные же богомольцы могли этого не бояться, так как у них был свой собственный вход. Одна только Гюльназ Сотникова из этой компании решила проявить демократизм и пошла вместе с народом через главный вход, что вызвало у нее много проблем с возвращением на свое элитное место. На помощь ей пришлось призвать охрану Святейшего, которая и вытащила ее из людской толпы под изумленные взгляды молящихся и духовенства.
Крестный ход в храме Положения Ризы Господней на Донской улице. |
Довольно быстро закончил свое общение с Богом Михаил Касьянов, который около часа ночи, обменявшись поздравлениями и подарками со Святейшим, покинул собор. Еще, примерно, через сорок минут удалился и придворный скульптор мэрии Зураб Церетели, перед этим весело пообщавшись с отцами города. Оставшаяся же в храме элитная публика продолжала усердно молиться и время от времени даже подпевала хору.
Все праздничное действо продлилось до половины четвертого утра, и после поздравления Патриарха VIP-гости пошли праздновать со Святейшим праздник Пасхи, а простой люд стал дожидаться начала работы транспорта.
У старообрядческого собора на улице Рогожский поселок идет освящение пасхальной трапезы. Фото Владимира Суханова, Петра Кассина и Александра Шалгина (НГ-фото) |
А в понедельник светлой седмицы первого мая в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом была отслужена Божественная литургия, в которой ему сослужили: архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Бронницкий Тихон, епископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Красногорский Савва. Как и в саму пасхальную ночь, в этот день народу было довольно много, хотя вход был по пригласительным билетам. В церкви присутствовало огромное количество курсантов факультета православия Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, которые сплошной стеной выстроились вдоль центрального прохода и своими спинами загораживали Святейшего от молящихся. Они мешали детям и богомольным старушкам посмотреть на переоблачение Патриарха.
Перед таинством причащения епископ Савва зачитал пасхальное послание Святейшего Патриарха Алексия, в котором, в частности, говорится, что "жизнь государства и общества на канонической территории Русской Церкви остается весьма нелегкой, но все же подает знаки доброй надежды. В России произошло обновление государственной власти, которая ныне преемственно стремится к плодотворному взаимодействию с Православной Церковью в самых разных областях.
Завершилось же праздничное богослужение крестным ходом вокруг Успенского собора и вручением дипломов курсантам Военной академии им. Петра Великого.
* * *
В НОЧЬ с субботы на воскресенье во всех московских храмах прошли праздничные пасхальные службы. Большинство жителей в районе метро "Шаболовская" встретили Пасху в соборе Донского монастыря. Поэтому неподалеку, на Донской улице, в храме Положения Ризы Господней праздничная служба прошла, как всегда, скромно. Между тем история этой церкви связана с судьбой великой христианской святыни - часть Ризы Господней, отделенная от лежащей в Успенском соборе, хранится именно в Ризоположенском храме. В серебряном ковчежце, прикрепленном к иконе Положения Ризы Господней. Эта древняя икона изображает в картинах всю историю Ризы Христовой, начиная от метания воинами жребия возле Креста и кончая ее Положением в московском Успенском соборе.
Согласно евангельскому повествованию, после распятия Спасителя римские воины, охранявшие место казни, разделили между собой по жребию его одежды - ризы. Впоследствии они стали святыней для всего христианского мира.
В 1625 году в Москву прибыло посольство из Персии, с которым шах Аббас прислал двум "великим государям" - царю Михаилу Федоровичу и его отцу Патриарху Филарету Ризу Господню, взятую персами из покоренной незадолго перед тем Грузии. Московские власти встретили послов на окраине возле Калужской заставы, и отсюда процессия проследовала в Кремль, после чего Риза Христова была возложена на особый престол в Успенском соборе (этому предшествовало "удостоверение" в ее подлинности - Ризу подносили к больным, множество которых исцелялись).
На месте встречи посольства был вскоре сооружен деревянный храм. О нем сейчас напоминает только четырехугольный кирпичный столбик в ограде рядом с главным алтарем Ризоположенского храма.
Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм Cвятой Екатерины. Новый Ризоположенский храм был пристроен к нему. Его освящение было совершено осенью 1716 года. В 1763 году к храму пристроили левый придел во имя святого апостола Иакова Алфеева. В конце XIX века по инициативе местного священника был сделан капитальный ремонт, окончательно устранивший некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами.
В 30-е годы нашего столетия Ризоположенский храм избежал печальной судьбы многих других церквей и не был закрыт. Беда подкралась к нему уже в правление Хрущева, когда тогдашний Патриарх Пимен был поставлен перед выбором: закрыть либо старый собор Донского монастыря, либо Ризоположенский храм. После долгих переговоров удалось достичь компромисса - обе церкви объединили в один приход, однако собор в Донском стал действовать только по праздникам.