Не только наши дети, но и мы не увидим больше столь впечатляющего зрелища в Дни Победы. Фото Владимира Павленко (НГ-фото) |
ПОСЛЕ распада Союза с каждым годом уменьшается число факторов, некогда объединявших так называемую советскую империю. Вслед за крахом идеологии наступил черед разрыва экономических взаимосвязей. Финансовое обособление, в свою очередь, сопровождалось пусть неизбежным, но крайне болезненным обнищанием почти всех постсоветских стран. Это, в свою очередь, до сих пор не позволяет налаживать цивилизованную реинтеграцию даже в тех сферах, где необходимость преодоления наиболее одиозных последствий краха ощущается объективно: в науке, культуре, искусстве, других гуманитарных областях. В результате человеческая память, нередко принимающая у старшего поколения форму ностальгии, осталась едва ли не главным связующим звеном, удерживающим и подпитывающим некую пока еще общую постсоветскую ауру.
Особенно это относится к сохраняющейся памяти о Великой Отечественной войне. Гордость победителей объединяет не только ветеранов, но и послевоенные поколения. Все понимают, что могло бы случиться с нашей планетой, если бы союзным нациям не удалось раздавить коричневую гадину. Поэтому память о Победе - это святое. Замахнуться на нее никто себе не позволяет. В постсоветских странах, где в отличие от России коммунистическая идеология давно и прочно забыта, праздник Победы тем не менее отмечается аккуратно, ибо иной подход означал бы политическое самоубийство для местных деятелей. Другой вопрос, что содержание празднования постепенно, но ощутимо и неуклонно трансформируется. Эпоха военных парадов, во всяком случае, миновала практически повсеместно. Правда, в столице самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики Степанакерте 9 мая военный парад проводится непременно. Но тут есть многозначительный нюанс: в этот день в 1992 г. армия обороны Карабаха штурмом взяла важный в стратегическом отношении город-крепость Шуши, что предопределило последующую военную победу армянской стороны. Это совпадение в Степанакерте считают символическим. В Ташкенте 55-я годовщина Победы будет ознаменована открытием помпезного мемориального комплекса. Он возведен в память о "соотечественниках, проявивших героизм в борьбе за свободу и независимость, репрессированных в период колониального режима". Легко понять, что речь идет об увековечивании памяти тех, кого сравнительно недавно называли басмачами.
Впрочем, это обстоятельство не расходится с буквой принятого на прошлогоднем апрельском саммите СНГ решения о подготовке в странах Содружества к празднованию 55-й годовщины Победы. Каких-либо совместных мероприятий документом не предусмотрено, напротив, было рекомендовано праздновать "исходя из национального законодательства". Другое дело, что с духом этого решения содержание праздника в некоторых государствах СНГ согласуется, мягко говоря, очень слабо. Однако и тут не все однозначно: в конце концов 9 мая в большинстве постсоветских стран отмечают, в частности, праздник поколения, сражавшегося за свободу... С кем именно - вопрос, к сожалению, все дальше отходящий на второй план.
В более или менее неизменном виде традиция продолжает сохраняться лишь в России, Белоруссии и частично на Украине. Накануне Дня Победы президенты трех славянских республик встретятся в Белгороде и посетят поле танкового сражения под Прохоровкой. В Москве состоится парад, в котором примут участие представители ветеранских организаций стран СНГ. Ветеранам будут вручены очередные юбилейные медали. Кстати, жить в московских гостиницах они будут по льготным тарифам.
Однако само празднование будет гораздо менее пышным, нежели пять лет назад. Президент Владимир Путин возложит венок к могиле Неизвестного солдата. В Кремле состоится торжественный прием, на котором, как удалось выяснить, "будет минимум чиновников", чтобы иметь возможность пригласить как можно больше ветеранов. Но, например, участие глав государств СНГ в праздничных мероприятиях на сей раз не предусмотрено. Роль руководителей национальных ветеранских делегаций будут исполнять аккредитованные в Москве послы. В отличие от 1995 года не будет на параде и руководителей западных стран - союзников по антигитлеровской коалиции.
Словом, нынешний День Победы скорее всего станет еще одним зримым подтверждением того факта, что широта и размах, столь свойственные подходам предыдущей администрации и "лично г-ну Ельцину Б.Н.", неуклонно уступают место прагматизму новой власти. Нет сомнений, что новоизбранный глава государства, по своему обыкновению, найдет для ветеранов прочувствованные и бодрящие слова. Быть может, и даже скорее всего, много более доходчивые и "человечные", нежели содержащиеся в создаваемых на бюрократическом сленге обращениях его предшественника. Но факт состоит в том, что для нового поколения постсоветских политиков Великая Война и Великая Победа - уже история, а не часть собственной жизни. История, которую следует знать, которой можно и нужно гордиться, о которой время от времени необходимо напоминать остальному миру. Но все равно - история. Предмет скорее школьный, нежели личных душевных переживаний и воспоминаний. А это означает, что прошлое перестает быть ориентиром. Факт, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не признавать.
Несомненно, нынешний парад в Москве - далеко не последний. Но чем дальше, тем к меньшему числу ветеранов это, увы, относится. Время грозит разорвать едва ли не последнее звено, объединяющее не только поколения, но и народы. Сомнительно, чтобы прагматика, способная, конечно, сыграть объединительную роль там и тогда, где и когда это кажется целесообразным, могла заменить то, что уходит безвозвратно.