Белые журавлики как символ безъядерного будущего. |
ВЧЕРА, в день четырнадцатой годовщины аварии на Чернобыльской АЭС напротив здания Государственной Думы "Гринпис России" провел акцию "Моя мечта - безъядерное будущее".
В десять часов утра около гостиницы "Москва" собрались школьники из Москвы и Подмосковья. Представители региональных экологических движений из Костромы и Ярославля растянули транспарант, на котором огромными буквами было написано "Моя мечта - безъядерное будущее". В руках они держали маленьких бумажных журавликов. Юный эколог Василий Долматов показал корреспонденту "НГ" огромную коробку из-под телевизора, до верху наполненную "птичками". Ребята сделали больше тысячи журавликов.
Будущее российских детей в руках Государственной Думы. Фото Петра Касина (НГ-фото) |
Бумажные журавлики были выбраны не случайно. С ними связана история японской девочки Садако, которая после бомбардировки Хиросимы молилась о мире на земле. Врач рассказал ей, что если сделать тысячу бумажных журавликов, то любое желание исполнится. Ей очень хотелось жить. Целыми днями девочка, умирающая от лейкемии, мастерила бумажных птиц. Когда она умерла, в больничной палате нашли 644 журавлика.
В конце акции активисты "Гринпис России" передали в Государственную Думу 25 тысяч подписей протеста против принятия поправки к статье # 50 Закона РФ "Об охране окружающей среды". Если эта поправка все-таки будет принята, то в Россию начнут ввозить отработанное ядерное топливо зарубежных АЭС.
Координатор антиядерной кампании "Гринпис России" Игорь Форофонтов обвинил Минатом РФ в том, что, "невзирая на прямую ядерную угрозу, он продолжает попытки протащить через Думу поправку к статье 50".
Форофонтов сказал, что в России хранятся тысячи тонн ядерных отходов, накопленных еще за время существования СССР. Экологи установили, что их суммарная активность в 120 раз превышает радиоактивный выброс на Чернобыльской АЭС. В России есть только два предприятия Минатома РФ по переработке ядерного топлива - в Красноярске и Челябинске-65. Красноярское хранилище уже заполнено на две трети. На деле проблему ядерных отходов решают очень просто. Твердые отходы просто закапывают или хранят в неприспособленных для этих целей емкостях, например в металлических бочках, а жидкие и вовсе разбавляют водой и сливают полученный "продукт" в реки и озера. Несмотря на то что опасность, исходящая от "радиоактивных" хранилищ, признана официально, проблема "ядерного хлама" до сих пор не решена. Вот выдержка из письма Генеральной прокуратуры РФ председателю правительства России от 30 июня 1998 года: "Отсутствие необходимых технических средств и технологических возможностей для обеспечения безопасного обращения с этими отходами и отработанным ядерным топливом создает реальную угрозу возникновения радиационных аварий.... По существу, страна превращается в свалку!".
За последнее время резко возросло число попыток контрабандного ввоза в страну зарубежных ядерных отходов, в том числе и на правительственном уровне. Так, например, 17 сентября 1998 года Минатом РФ подписал со Швейцарией протокол о ввозе в Россию двух тысяч тонн "ядерного хлама" и 550 куб. метров высокоактивных ядерных отходов. Подписание этого документа происходило в условиях строжайшей секретности.
Игорь Форофонтов считает, что переработка ядерного топлива - это не решение проблемы, так как при этом образуется огромное количество радиоактивных отходов, намного превышающее первоначальный объем утилизируемого топлива. "Если Минатом РФ все-таки настоит на своем, то я не знаю, что будет с Россией!" - грустно заметил Форофонтов.