ПОЧТИ сутки российские военные скрывали факт нападения в районе селения Сержень-Юрт боевиков на колонну 51-го парашютно-десантного полка Тульской дивизии ВДВ, в результате которого, по официальным данным, погибли 15 и ранены от 6 до 9 человек. Естественно, первыми об этом сообщили источники информации чеченских сепаратистов. Лишь затем сведения об обстреле были подтверждены российскими структурами, причем этому предшествовали сообщения о том, что федеральные силы "не вели активных боевых действий". Помощник и.о. президента России Сергей Ястржембский сообщил, что в воскресенье отряд боевиков численностью от 50 до 60 человек напал на тыловую колонну федеральных сил, две машины были подбиты боевиками и две сгорели от разлившегося бензина. По его словам, боевиками командовали два араба из группировки Хаттаба - Абу-Валид и Абу-Джафар. Бой длился два часа, по боевикам были нанесены артудары и удары с вертолетов, в результате чего были убиты 20 нападавших, в плен взяты 14 наемников. Министр обороны РФ Игорь Сергеев уточнил, что было подбито 6 единиц техники.
Удивительно, но военные располагают картиной происшедшего с точностью до деталей. Так, им известно, что боевики применили несколько мощных радиоуправляемых фугасов, а также гранатометы и стрелковое оружие. Они использовали рельеф местности, благодаря чему оставались незамеченными буквально до момента нападения на колонну. Бандиты скрывались на обратных скатах высот, заблаговременно подготовив огневые позиции, чем объясняется тот факт, что вертолеты сопровождения колонны не сразу обнаружили засаду. При этом военные настаивают, что выдвижение колонны было организовано с выполнением всех необходимых требований - было обеспечено прикрытие колонны наземными и воздушными средствами, в ее составе находились корректировщики огня, проводилась предварительная разведка маршрута движения. Знание таких подробностей наводит на вполне резонный вопрос - почему нельзя было предотвратить это нападение? Или "всех необходимых требований" для выдвижения колонны недостаточно для обеспечения безопасности военнослужащих? Очевидно, сейчас последуют служебные расследования, возможно, даже с выявлением виновных, но факт остается фактом - только за последнее время в результате подобных нападений на колонны федеральных сил погибли десятки военнослужащих. Если же к этому прибавить уничтожение почти ста псковских десантников, гибель которых, по имеющимся сведениям, далека от героической картины "сдерживания двух тысяч бандитов", то просто бессмысленными становятся споры о том, с чем именно мы столкнулись в Чечне - партизанской войной или бандитскими вылазками. Скорее всего, чеченские боевики выразят свою позицию в дискуссии новыми нападениями на колонны федеральных сил.
За день до нападения на тульских десантников командующий ОГВ Геннадий Трошев заявлял, что открытой войны в Чечне нет, но боевые действия продолжаются, а бандиты "зализывают раны". Своей главной задачей генерал назвал поиск и уничтожение в первую очередь Хаттаба и Басаева, а остальные, дескать, разбегутся сами. По крайней мере до понедельника он не успел реализовать свои намерения и вместо этого выехал на место обстрела колонны десантников. Но к заявлениям Трошева оказываются восприимчивы и достаточно опытные политики. В воскресенье в интервью НТВ командующий ОГВ выступил категорически против переговоров с президентом Чечни Асланом Масхадовым, обосновывая свою позицию заявлением Масхадова, в котором тот призывает "бить русских" и заявляет, что "если не сегодня, то завтра" с ним начнутся переговоры. Кстати, в этом же выступлении генерал заявил, что армия свое дело сделала, хотя еще предстоит уничтожение разрозненных групп боевиков в горах. В этот момент он не мог не знать о нападении на тульских десантников.
Трошев был настолько убедителен, что бывший президент СССР Михаил Горбачев дезавуировал свои прежние высказывания относительно возможности переговоров с Масхадовым. В интервью Интерфаксу он заявил, что стал категорическим противников контактов с чеченским лидером после того, что озвучил командующий ОГВ. Против переговоров с Масхадовым выступил и председатель Народного собрания Дагестана Муху Алиев, по мнению которого президент Чечни "должен понести наказание за все, что произошло в Чечне".
Что касается самого чеченского лидера, то в эти дни в интервью радио "Свобода" он фактически опроверг приведенные "Коммерсантом" его слова о том, что он приказал полевым командирам в одностороннем порядке прекратить боевые действия. По словам Масхадова, он был неправильно понят, а на самом деле он имел в виду, что чеченская сторона готова остановить боевые действия при обоюдном согласии противоположной стороны и после подписания соответствующего соглашения. Масхадов опроверг и другое приписываемое ему высказывание - о готовности освободить всех российских военнопленных.