ПАНИЧЕСКИЕ заявления о надвигающемся международном финансовом кризисе, последовавшие за катаклизмами на фондовых площадках США, Азии и Европы, похоже, так и останутся не более чем излишне эмоциональной реакцией пугливых игроков. Вчера практически из всех финансовых центров планеты, за исключением лишь Японии, поступали обнадеживающие сведения о возобновлении роста котировок ценных бумаг. Так, только за первые полчаса торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже котировки акций выросли в среднем на 59 пунктов. Показатель котировок акций высокотехнологичных компаний NASDAQ в понедельник вырос на 217,87 пунктов (второй по величине взлет за всю историю этого индекса). Положительные новости поступали с азиатских рынков (где котировки акций выросли в среднем на 3%) и из России. Правда, в России наблюдались две противоположные тенденции. С одной стороны, возобновился рост котировок акций, а с другой - продолжилось падение курса национальной валюты.
В положительную сторону изменились и комментарии экспертов, видимо, избавившихся от влияния панических настроений на фондовых площадках. Многие стали указывать на то, что нынешний кризис только по внешним признакам похож на события 1997 года. Однако в 1997 году ситуация в мировой экономике была принципиально иной. Тогда потрясения были вызваны падением экономик стран Юго-Восточной Азии, которые не могли сопротивляться влиянию негативных факторов. Сейчас местом зарождения первых признаков кризиса стала одна из самых стабильных стран, демонстрирующая уверенный экономический рост, - США.
Теперь эксперты заговорили о том, что вероятность превращения кризиса на фондовом рынке в кризис всей мировой экономики, по крайней мере в ближайшее время, близка к нулю.
Впрочем, в долгосрочной перспективе не все выглядит так уж оптимистично. Как заявил в интервью агентству АК&М главный экономист департамента европейских рынков крупнейшего японского банка Nomura International Энтони Бертон, подобный характер кризиса еще не говорит о том, что он окажется краткосрочным и пройдет совершенно безболезненно для мировой экономики, особенно для мировых финансовых рынков. "Таких трагических последствий, как кризис 1997 года, он не принесет, однако он также может доставить мировой экономике много неприятных минут, особенно в том случае, если инфляционные процессы в США будут продолжать нарастать, и центральным банкам европейских стран придется пойти на повышение процентных ставок для обуздания инфляции у себя дома", - заявил он.