ВО ВТОРНИК были освобождены восемь членов экипажа танкера "Фортуна", задержанного на прошлой неделе в турецких территориальных водах. Им возвратили паспорта и разрешили вернуться домой. Сейчас экипаж временно находится на судне и ждет попутного корабля, чтобы отправиться в Россию. Для капитана "Фортуны" и его старшего помощника ситуация складывается не столь удачно. Они до сих пор находятся под стражей и обвиняются в контрабандной торговле нефтепродуктами. Если турецкие власти смогут доказать это, то по турецкому законодательству капитану судна грозит тюремное заключение сроком до восьми лет. Судьба старпома более оптимистична. Следствие может прийти к выводу, что торговлей занимался только капитан, и его помощник будет отпущен.
По словам пресс-атташе российского посольства Виктора Мельника, ситуация осложняется тем, что капитан "Фортуны" не подчинился приказу турецкой береговой охраны остановить судно и встать на досмотр. Танкер попытался скрыться, в результате чего по судну был открыт огонь, повреждены локатор и штурвал. Кроме того, некоторые документы были просрочены, другие и вовсе отсутствовали. В результате обвинения были выдвинуты достаточно серьезные и положение, особенно у капитана, достаточно уязвимое.
Капитан судна продолжает настаивать, что никакой вины за экипажем нет, они просто выполняли указание компании, которая их зафрахтовала. Загрузившись в грузинском порту Поти, танкер отправился в Черноморский бассейн, где передавал груз турецким рыболовецким судам. Пока это происходило в нейтральных водах, претензий к экипажу не возникало. Теперь же турецкая сторона обвиняет капитана в том, что судно, находясь в 12-мильной экономической прибрежной зоне без соответствующего разрешения, осуществляло торговлю товаром, который не был декларирован. Продажа нефтепродуктов происходила без согласия турецких властей. Причем, как утверждают последние, налицо сговор торговавших с турецкой фирмой. Это подтверждается тем, что в момент задержания на "Фортуне" находился представитель зафрахтовавшей танкер турецко-грузинской компании "РМК-Корпорейшн". Теперь этот представитель и капитан танкера являются главными обвиняемыми.
Власти Турции не признают политическую подоплеку инцидента. По их словам, аналогично бы они поступили и с грузинским, и с арабским судном. В Стамбуле происшедшее относят к разряду правонарушений и будут действовать согласно турецкому законодательству.
Тем временем другой российский танкер "Академик Пустовойт" продолжает томиться у берегов ОАЭ в ожидании результатов экспертизы, которые, вероятнее всего, будут известны в конце недели. Пока американцы решают, иранская или иракская нефть была на борту судна, "Академик Пустовойт" несет убытки, измеряемые в 17 тысяч долларов в сутки.