В СТОЛИЦЕ Великого Герцогства Люксембург прошло заседание Совета сотрудничества Россия-ЕС на уровне глав внешнеполитических ведомств, в котором приняли участие министр Игорь Иванов, его коллеги из 15 стран Евросоюза и верховный представитель этой организации Хавьер Солана. По завершении работы Игорь Иванов в интервью российским журналистам подвел итоги работы Совета.
"Центральной темой был ход подготовки предстоящей встречи на высшем уровне Россия-ЕС. Это не первый подобный саммит, на котором российскую делегацию возглавляет Владимир Путин, однако впервые он будет принимать руководство Евросоюза в Москве после официального вступления в должность президента России. Мы предложили ряд конкретных тем для обсуждения на саммите, которые имеют стратегическое значение для перспектив наших двусторонних отношений".
В центре внимания встречи стояли вопросы двусторонних отношений в свете принятых сторонами встречных стратегий по различным направлениям сотрудничества России с ЕС. Одной из главных задач в этом контексте является развитие торгово-экономических контактов. РФ не удовлетворена искусственными препятствиями доступу российских товаров на рынки ЕС, чем в значительной степени была вызвана определенная пауза в наших торговых отношениях с Евросоюзом.
Особо министры выделили важность содействия Евросоюза привлечению инвестиций в реальную российскую экономику. На заседании утвержден План совместных действий по борьбе с организованной преступностью. В конкретном ключе прошло обсуждение вопросов, связанных с предстоящим приемом в Евросоюз новых членов. Россия исходит из того, что грядущее расширение относится к компетенции ЕС и стран-кандидатов. Но столь значительная акция не должна наносить ущерб интересам Москвы. "С учетом этого, - заявил Иванов, - мы предложили целый ряд конкретных шагов, которые партнеры взяли в проработку". По словам министра, среди них - начало переговоров между Россией и ЕС по предотвращению возможного ущерба нашим интересам; обсуждение "озабоченностей" параллельно с переговорами о расширении ЕС (завершается до приема в Союз новых членов).
В общем, необходимо добиться того, чтобы расширение Евросоюза сопровождалось одновременным ростом торговли как между Россией и ЕС в целом, так и между РФ и станами-кандидатами. Такую же цель, как заверяли коллеги Иванова из ЕС, ставит перед собой и руководство Евросоюза.
Другой темой для углубленного обсуждения должна стать формирующаяся общая политика ЕС в области обороны и безопасности. РФ уже начала этот разговор на встрече с "тройкой" Евросоюза в Лиссабоне, однако необходимо придать ему характер постоянного диалога.
Принципиально важно, что на встрече в Люксембурге подтвержден курс на стратегическое партнерство России и Евросоюза, которое не должно быть подвержено влиянию преходящих факторов. Отвечая на вопросы корреспондентов "НГ", Игорь Иванов отметил, что тематика Чечни не определяла работу Совета сотрудничества Россия-ЕС и была отнесена в раздел прочих вопросов: "Во всем чувствовалось стремление не допустить негативной эволюции в отношениях России с Советом Европы. Я вынес твердое убеждение, что министры, а стало быть, и страны, которые они представляют, не только не хотят ужесточения в делах с нашей страной, а стремятся ко всемерному развитию взаимопонимания, хотят помочь нам в урегулировании чеченской проблемы. Так что итог встречи таков: Европа не видит для себя безопасности и стабильности без основательного сотрудничества с Россией. Это взаимно. Поэтому мы не становимся в позу обиженных из-за инцидента в Страсбурге и намерены действовать - разъяснять нашу позицию и твердо проводить взятый курс во внутренних и внешних делах".
Председательствующий на этом заседании министр иностранных дел Португалии Жайме Гама в ответ на вопрос, почему Чечне было уделено так мало внимания, развел руками: "Все, что нам надо было выяснить на этот счет, мы сделали в Москве во время недавнего пребывания европейской "тройки".