ПОСЛЕДНИЕ два дня выдались достаточно напряженными для российских руководителей, занимающихся проблемами политического урегулирования в Чечне. Одновременно окончательно запуталась ситуация относительно перспектив введения в мятежной республике то ли президентского правления, то ли чрезвычайного положения. Причем все участники развернувшейся дискуссии выступали едва ли не от имени главы государства Владимира Путина. Сам и.о. президента оставался сторонним наблюдателем.
В четверг представитель президента РФ в Госдуме Александр Котенков заявил, что Кремль считает необходимым как можно быстрее принять федеральный закон "О чрезвычайном положении", что позволило бы создать специальные органы управления на территории Чечни, которые непосредственно подчинялись бы главе государства. Это можно было бы расценить как давно ожидаемое начало решительных действий Кремля по реализации предложенной им же идеи введения в Чечне прямого федерального правления. Но буквально сразу после этого вице-премьер РФ, полномочный представитель правительства РФ в Чечне Николай Кошман заявил, что он не считает целесообразным введение в Чечне ЧП. Это очень походило на признание Кошманом того обстоятельства, что он остается не у дел при формировании в Чечне органов федерального правления.
Но в пятницу вице-премьер побывал на приеме у Владимира Путина, по окончании которого он заявил, что прямое президентское правление в Чечне вводиться не будет. Кошман сообщил, что глава государства распорядился проработать предложения о реформировании представительства правительства РФ в Чечне, и часть федеральных министерств и ведомств направит своих сотрудников в республику для восстановления органов государственной власти. Кроме того, он сказал, что правительство России подготовит и внесет в самое ближайшее время в Госдуму проект закона, которым будет установлено новая структура власти в Чечне. По его словам, в республике будет установлена строгая вертикаль власти на трех уровнях: республика - район - населенный пункт. Кошман считает, что представительство правительства РФ в Чечне и временная администрация республики свои возможности исчерпали, поэтому должна быть установлена новая структура власти. Выборы главы Чечни, по его словам, возможны не ранее 2001 года.
Спустя некоторое время слова Кошмана подтвердил помощник главы государства Сергей Ястржембский. Он сообщил, что в правительстве РФ готовится законопроект под рабочим названием "Об осуществлении государственной власти на территории Чечни в переходный период", который будет внесен в Госдуму в конце апреля - начале мая. В законе будет определена политическая структура республики на переходный период, будет создан единый территориальный орган управления путем слияния представительства правительства РФ и временной администрации. Но самое главное, руководитель этого органа будет назначаться президентом и подчиняться представителю правительства, то есть Кошману. По словам Ястржембского, в случае задержки с принятием закона эта структура может быть утверждена указом президента.
За два дня озвучены совершенно противоположные точки зрения Кремля. Интересны и метаморфозы, произошедшие с Николаем Кошманом. Еще совсем недавно он стоял в авангарде сторонников введения в Чечне прямого президентского правления сроком на два года. Причем с самыми жесткими условиями, включая отмену всякой выборности глав администраций районов и руководства республики. Выходит, что буквально за час, прошедший между заявлениями (официальными!) Котенкова и Кошмана в четверг, стратегия Москвы в чеченском урегулировании была пересмотрена. В конце концов Думе может быть предложено сразу два законопроекта - "О чрезвычайном положении" и "Об осуществлении государственной власти на территории Чечни в переходный период. Однако депутаты могут потребовать от Кремля прояснить свою позицию, чтобы знать, за какое же будущее Чечни они голосуют.
Сам же Владимир Путин вчера тоже занимался Чечней, но говорил лишь о проблемах социально-экономического восстановления республики. На встрече с президентами Северной Осетии и Ингушетии он пообещал им держать этот вопрос под личным контролем. На встрече с Кошманом Путин обсуждал программу восстановления Чечни, которая будет представлена на рассмотрение правительству России 27 апреля. А в беседе с главой МЧС Сергеем Шойгу обсуждались проблемы с вынужденными переселенцами в Ингушетии, северным завозом и предстоящим весенним паводком.
* * *
ИЗ ДВУХ вертолетов Ми-8 с оборудованием для ночных полетов, отправленных на Северный Кавказ в конце марта, теперь в распоряжении военных остался только один. Как сообщило вчера агентство ИТАР-ТАСС, одна из машин 27 марта потерпела аварию на высокогорном полигоне в районе Нальчика. Экипаж в составе двух летчиков-испытателей не пострадал, корпус вертолета восстановлению не подлежит. Отправка двух Ми-8, имеющих возможность действовать ночью, была осуществлена по личному указанию министра обороны Игоря Сергеева, который заявил, что в район боевых действий вертолеты с оборудованием ночного видения надо отправлять "в срочном порядке". В результате на Кавказ улетели две фактически опытные машины с экипажами, состоящими из летчиков-испытателей. Программа по оснащению вертолетов ночной аппаратурой включает в себя переоборудование десяти машин - четырех транспортных Ми-8 и шести вертолетов огневой поддержки Ми-24. Модернизацией вертолетов занимается научно-производственное объединение "Геофизика", которое ведет работы фактически за свой счет - оплаты за доработку вертолетов от заказчиков - Министерства обороны - пока не поступало. В связи с тем что один из переоборудованных Ми-8 теперь разбит, опасения вызывает дальнейшая судьба всей этой программы.