ДОБРОВОЛЬНУЮ дактилоскопическую регистрацию уже прошли 14 тысяч россиян, сообщил на прошедшем вчера брифинге на Петровке, 38, заместитель начальника Паспортного управления ГУВД столицы Александр Барабанщиков. Однако в Москве число добровольно зарегистрированных составляет всего 253 человека. Напомним, что добровольная государственная регистрация началась еще 1 января 1999 года.
Почему же почти за полтора года официально зафиксировали отпечатки своих пальцев так мало москвичей?
По мнению Барабанщикова, все банально: у нас принято с опаской встречать все новое. Люди считают, что им это просто ни к чему - лишние хлопоты.
А во-вторых - и это уже более конкретная причина, - граждане России панически боятся "подставы". А именно, учитывая эскалацию криминала в стране, человек боится, что его отпечатки могут быть использованы в преступных целях. Тем более что у организованной преступности возможности - и технические, и в плане доступа к самым секретным государственным материалам - практически не ограничены.
Но все-таки, если задуматься: а нужна ли она вообще, эта дактилоскопия? Но ведь государство зачем-то выделило на это средства (кстати, точную сумму не знают даже на Петровке) и штатные единицы во всех подразделениях милиции, которые специально занимаются дактилоскопированием граждан.
Александр Барабанщиков объясняет, что ничего страшного в добровольной дактилоскопической экспертизе нет. Напротив, это дело очень нужное и полезное. В первую очередь для самих граждан. Вот, допустим, гражданин шел по улице и внезапно умер, а документов при нем не оказалось. Но если покойный при жизни оказался умным и вовремя сдал свои отпечатки, его без проблем опознают и сообщат родственникам. А то ведь сколько неопознанных трупов лежит в моргах! И все они - чьи то родные.
Другой аргумент "за". Вышла погулять старенькая бабушка и потерялась - такое случается нередко. Опознать ее и вернуть домой опять-таки помогут отпечатки пальцев.
Или, например, сбежал из дома подросток. Рано или поздно юный бродяга попадется милиционерам. Они его проверят на отпечатки и сдадут родителям.
Словом, аргументов в пользу добровольного дактилоскопирования достаточно. Но самый веский - это то, что в Америке эти отпечатки берут сразу же при рождении и не спрашивают при этом ничьего согласия. Страна от этого вроде не страдает.
В крайнем случае, сказал Александр Барабанщиков, добровольно задактилоскопированный может в любой момент аннулировать свои "пальчики". Просто надо написать соответствующее заявление, и в течение месяца ваши отпечатки будут изъяты и уничтожены. А что касается криминальных опасений, то они совершенно напрасны. В российских внутренних органах существует строгое понятие "секретные файлы", и в этом смысле задактилоскопированным россиянам ничего не грозит.