Джон Доу. Портрет великого князя Михаила Павловича. Начало 1820-х. |
РУССКИЙ музей приехал в Москву впервые за 30 лет. В галерее "Дом Нащокина" открыта выставка "Живопись эпохи романтизма". 52 полотна кисти Ивана Айвазовского, Федора Бруни, Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и других мастеров развешаны в историческом особняке, где так любил когда-то бывать Александр Пушкин. Многие из работ никогда не показывали в Москве. А часть их редко была экспонирована и в Петербурге. Но главная интрига выставки в том, что она целиком составлена из картин, хранящихся постоянно в Русском музее.
Русский музей и Третьяковская галерея - традиционные конкуренты. Причина того, что в Москве на протяжении нескольких десятков лет нельзя было увидеть выставку, составленную только из работ, принадлежащих Русскому музею, очевидна. В Москве расположена другая сокровищница русского искусства - Третьяковская галерея. Так что в московской галерее "Дом Нащокина" Русский музей нарушил этот негласный паритет, который складывался десятилетиями. И "Живопись эпохи романтизма" - только первая в ряду запланированных в Москве выставок из собрания Русского музея.
Русский музей был основан как императорский и в своем собрании ориентировался на официальный вкус. Третьяковская галерея была купеческой задумкой и в начале своего существования выражала общественный интерес к национальному искусству. Это различие до сих пор заметно в тех коллекциях музеев, которые были приобретены ими в первый период их существования. В Третьяковской галерее значительно лучше представлены передвижники, в Русском музее - живописцы академии. После революции Петербург и Москва поменялись ролями: официозна в тридцатых стала Третьяковка, а Русский музей становился с годами все более провинциален. Но в последние годы Русский музей развивается гораздо стремительнее, чем Третьяковская галерея. И причина этого - в наступательной политике его директора Владимира Гусева.
Интересно и то, что финансовую поддержку выставке оказала корпорация "Бритиш Американ Тобакко" (БАТ), которая обычно поддерживает выставки Третьяковской галереи. Это событие выглядит довольно странно в контексте корпоративной этики. Трудно себе представить культурное мероприятие, одновременными спонсорами которого являлись бы компании-конкуренты, скажем, БАТ и Филип Моррис. Но, как оказалось, одна компания может одновременно поддерживать выставки двух музеев-конкурентов.