Авианосный вариант СУ-27К на заводских стапелях. Фото из альбома "СУ-27. История истребителя" |
СОВЕРШИВ 19 марта сенсационный перелет на учебно-боевом истребителе Су-27УБ в район боевых действий, Владимир Путин убил сразу трех зайцев: доказал, что обладает отменным здоровьем (что немаловажно для репутации будущего президента, особенно на фоне болезненного прежнего), продемонстрировал военным, что "свой парень", и, наконец, подал знак военно-промышленному комплексу, что власть готова выйти на новый уровень отношений с оборонкой.
Показателен в этом смысле тип самолета, избранный для президентского шоу-полета. Это не Су-24 или Су-25, являющиеся основными боевыми самолетами в военном небе Чечни. А Су-27, один из столпов военного экспорта России. Иначе говоря, демонстрируя новый стиль государственного руководства, Владимир Путин, как и его американский, французский или израильский коллеги-президенты, активно включается в лоббирование экспортных интересов оборонно-промышленного комплекса. Ранее такой практики не было. Лишь в прошлом году Илья Клебанов в качестве первого вице-премьера впервые посетил аэрокосмический салон в Париже. Но его веса оказалось недостаточно, чтобы оказать внушительную поддержку российской оборонке, - несколько затерялся среди множества первых лиц других государств-конкурентов на международной ярмарке оружия.
В последние годы Су-27 и его модификации оказываются наиболее продвинутыми на международных рынках: свыше двух десятков машин уже приобретены континентальным Китаем, в ближайшие годы предполагается поставка более 25 таких же самолетов. Они находятся на вооружении Вьетнама, Эфиопии, Индии, а также в армиях стран СНГ: Узбекистана, Белоруссии, Украины и Казахстана. Парк Су-27, состоящих на вооружении армий ближнего и дальнего зарубежья, равен почти трети их количества, которым располагают арсеналы российских Вооруженных сил - 375 самолетов.
Стоимость каждой машины колеблется в пределах 32-35 млн. долл.
И когда руководители военного экспорта предрекают увеличение общей суммы военных контрактов с иностранными государствами до 4 млрд. долл. в год, принимается во внимание увеличение спроса на самолеты семейства "Су". Дальнейшее развитие боевых возможностей Су-27 сегодня олицетворяет Су-30, также существующий в различных модификациях. Самолетом начала следующего столетия называют эти воздушные боевые машины конструкторы Иркутского авиационно-производственного объединения (ИАПО), одного из трех крупных российских предприятий, где собирают такие самолеты. Су-30 сам по себе обладает беспрецедентными летными качествами, утверждает технический директор ИАПО Александр Вепрев. Не доставало ему интеллекта. Получив его, Су-30 превзойдет американский истребитель "F-16" по боевым качествам и в то же время окажется значительно дешевле для стран-потребителей.
Например, Су-30МК - это практически боевая машина пятого поколения. Она оснащена не только ракетным оружием "воздух-воздух", но и способна применять высокоточное управляемое оружие "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 120 км. Су-30МК одновременно обстреливает 6 воздушных целей и производит бомбометание по объектам, скрытым пеленой ночной темноты или густыми облаками. Это самолет для государств, которые имеют неразвитую инфраструктуру: его продолжительность полета - 10 часов, дальность - более 7 тысяч км. Универсальная бортовая радиолокационная станция обнаруживает и сопровождает до 15 воздушных целей, атакует одновременно 6 самолетов противника. В то же время Су-30МК успешно атакует противника на суше и на море.
По признанию одного из руководителей ИАПО, существуют проекты, предусматривающие поставку только в Индию до 2018 года около 140 Су-30 различных модификаций. Но нужна государственная поддержка. И Владимир Путин, как видно, готов ее предоставлять.