"ТРАНСНЕФТЬ" готовится объявить о завершении проекта, который должен был существенно усилить российские позиции на Каспии. Строительство обводного участка трубопровода в обход Чечни (Баку-Тихорецк) на маршруте Баку-Новороссийск, начатое в конце прошлого года, было возведено едва ли не в статус национально значимого. Судя по официальным заявлениям руководства "Транснефти", его главным предназначением должна стать нормализация транзита азербайджанской нефти, поставленного под угрозу с началом второй чеченской кампании. В настоящее время сырье этого государства, направляемое в Новороссийск, течет частично по трубе, а частично перевозится по железным дорогам. Однако с окончанием строительства ветки обводного маршрута - его запуск планируется на середину апреля - "Транснефть" оказалась не в самом удачном положении.
Дело в том, что в настоящее время в связи с реальным дефицитом нефти в самом Азербайджане он фактически отказался от российского транзита. Собственно, еще с середины прошлого года стало понятно, что сырьевые поставки из Баку в Новороссийск будут крайне нерегулярны. По оценкам российских экспертов, в ближайшее время предельный объем добычи сырья здесь вряд ли сможет превысить 15 млн. тонн в год. А в связи с энергокризисом, случившимся в республике в начале 2000 года, азербайджанская госкомпания практически совсем прекратила экспорт в российском направлении, хотя в этом году она обязалась поставить в российскую систему 2,3 млн. тонн нефти.
Сейчас перед "Транснефтью" стоит непростая задача: доказать, что тезис ее президента о том, что нефтепроводы впрок не строят, соответствует складывающимся реалиям. Пока заявлениям руководства российской нефтетранспортной монополии о том, что новая труба без нефти не останется, верится с трудом. Имена конкретных поставщиков здесь предпочитают держать в тайне, лишь намекая на то, что сейчас ведутся переговоры с Казахстаном и Туркменией.
Видимо, поэтому в рамках почти завершенного проекта магистрали Баку-Тихорецк планируется построить 17-километровое ответвление до нефтебазы, расположенной в Махачкале, что позволит перекачивать в Новороссийск казахскую и туркменскую нефть, которая доставляется танкерами в махачкалинский порт. Однако пока контракты не подписаны, "Транснефти" придется рассчитывать главным образом на российское сырье южных регионов, значительная часть добычи которого (около 1,5-2 млн. тонн) из-за напряженной обстановки в Чечне сейчас также транспортируется по железным дорогам.
Несколько иной контекст проект обводного трубопровода вокруг Чечни может приобрести в перспективе. Сейчас очевидно, что в ближайшее время Азербайджан вряд ли сможет претендовать на роль крупного сырьевого поставщика на мировые рынки нефти. Чего нельзя сказать о Казахстане. Уже сейчас объем его добычи колеблется в пределах 30-33 млн. тонн нефти в год. К 2005 году казахстанские нефтяники рассчитывают довести его до 54, а к 2010-му - до 75 млн. тонн. Однако уже сейчас Астана подыскивает возможные маршруты транспортировки для столь значительных объемов сырья. Не случайно еще в ноябре прошлого года Казахстан совместно с Азербайджаном, Туркменистаном, Грузией и Турцией подписал международное соглашение о сооружении нефтепровода Баку-Джейхан для транспортировки каспийской нефти. Правда, в том, что этот проект будет когда-либо реализован, уверены разве что западные политики. Во всяком случае, никаких финансовых гарантий проект пока не получил.
Другим претендентом на статус транспортировщика каспийской нефти в настоящее время выступает Украина, форсирующая строительство своего участка на маршруте Баку-Супса-Одесса-Броды-Европа. Однако ни тот ни другой вариант не может устроить Россию, которая рискует лишиться возможности транспортировать значительные объемы сырья на мировые рынки. И, похоже, Москва сейчас делает все, чтобы, с одной стороны, доказать Казахстану приоритетность своих маршрутов, а с другой - оттянуть на себя максимально возможные объемы транзита каспийской нефти.
Напомним, что уже к июню 2001 года будет введен в действие проект Каспийского трубопроводного консорциума, который откроет путь нефти из Казахстана по территории России к берегам Черного моря. Его начальная пропускная способность составит 28 млн. тонн, а в дальнейшем ее предполагается довести до 67 млн. Кроме того, в начале года между Москвой и Астаной была достигнута договоренность об увеличении пропускной способности российско-казахстанского трубопровода Атырау-Самара с 12 до 15 млн. тонн нефти в год. И, наконец, третьим козырем в борьбе Москвы за транзитную нефть, видимо, должно стать введение в действие дагестанского трубопровода.