Участники дискуссии (слева направо): главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев,
гендиректор НТВ Евгений Киселев, главный редактор "Независимой газеты" Виталий Третьяков, декан
факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, посол Италии в России г-н Арагон, главный редактор газеты "Репубблика" г-н Мауро, политический обозреватель газеты "Коррьере делла Сера" г-н Вентурини. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Я НИКОГДА не училась на факультете журналистики МГУ, поэтому в аудитории на Моховой, где вчера проходила встреча-дискуссия итальянских и российских журналистов на тему "Функции и условия деятельности СМИ в России и в Италии", организованная посольством Италии, побывала впервые. Представившись корреспондентом "НГ", я попросила посадить меня поближе, так как это необходимо мне для работы. Однако на мою просьбу никто из устроителей не прореагировал, кроме того, не все слушатели были обеспечены наушниками для синхронного перевода речи. Поэтому то, что говорили господа Мауро (газета "Репубблика) и Вентурини ("Коррьере делла Сера"), большинство просто не понимали. Раз не хватает наушников, пригласили бы уж тогда переводчика...
Первым на заданную тему высказался главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев. По его мнению, в сегодняшней многопартийной России "СМИ выполняют роль политических партий, влияющих на массы. Для чего же тогда свобода слова, если пользуются ею не журналисты, а политические деятели?" - задал риторический вопрос главный редактор "МК". Павел Гусев четко выделяет три "передела СМИ" за последнее десятилетие. Первый - переход газет от различных государственных органов в собственность журналистских коллективов - "период постперестроечной эйфории". Второй - переход изданий под финансовую опеку разных банков, когда журналисты стали мощным средством политического влияния. Сегодня мы переживаем третий период, когда газеты переходят уже из рук одних банкиров в руки других, период "укрупнения", создания различных холдингов. По мнению Павла Гусева, грядет уже и четвертый передел, скорее всего он начнется после выборов. "Сегодня журналист - это кинжал для убийства политических противников, а говорить о независимости СМИ сложно", - считает Павел Гусев.
Во время выступления главного редактора газеты "Репубблика" г-на Мауро те, у кого не было наушников, скучали. Скучали, по-моему, и Киселев с Гусевым, последний даже стал листать какой-то журнал. Зал оживился, когда начал выступать Виталий Третьяков. Может быть, потому, что его выступление было более оптимистичным? "Мне нравится свобода слова, которая есть в России сейчас. В отдельные периоды, когда идет война в Чечне или когда начались бомбардировки Югославии, свобода слова становится у нас даже больше, чем на Западе", - сказал главный редактор "НГ". Он согласился с Павлом Гусевым в том, что СМИ сейчас - надстройка над партиями. Только партий, по мнению Виталия Третьякова, сейчас (кроме КПРФ) всего две - "партия Гусинского" и "партия Березовского". Купленных журналистов, по мнению Третьякова, всего процентов 10. Остальные говорят то, что думают, но зачастую за это их называют людьми Березовского, если они хорошо говорят о Путине, или людьми Гусинского, если - о Лужкове. Кроме того, СМИ в России передают сегодня мысли интеллигенции и работает в них интеллигенция, мнение которой совсем не то, что у остального народа. Между тем Виталий Третьяков отметил: "Нигде в мире вы сейчас не найдете такого плюрализма мнений, как сегодня в России".
Гендиректор телекомпании НТВ Евгений Киселев согласился с Виталием Третьяковым в том, что в России нет сегодня вопиющих нарушений свободы слова. Плохо, по его мнению, то, что электронные СМИ контролируются не законом, а лицензируются распоряжением правительства. "Это может создать опасный прецедент", - считает гендиректор НТВ. "Нет более свободной прессы, чем сегодняшняя российская, но нет и более безответственной. Постоянно видна легкость мысли и легкость манипулирования фактами, именами, цифрами".
На вопрос, что стало бы сигналом того, что свобода слова в России в опасности, каждый из выступавших ответил по-своему. Павла Гусева больше всего беспокоят планы "Единства" о лицензировании газет. Киселев собирается начать беспокоиться в том случае, если частоты, занимаемые сейчас ОРТ и ТВЦ, будут переданы в другие руки. Третьяков - только в том случае, если "реально начнут закрывать НТВ".
На этом, собственно, дискуссия закончилась, но зато чуть не разгорелась ссора. Из-за некачественного перевода с русского на итальянский г-н Мауро неправильно понял Виталия Третьякова и стал утверждать, что главный редактор "НГ" сказал, что СМИ в Италии находятся под цензурой. И, видимо, в ответ стал ругать российские СМИ, обвиняя их в ангажированности и непрофессионализме. Вот когда пожалела я, что совсем не знаю итальянского! Третьяков же сказал лишь, что во время военных действий зарубежные журналисты имеют гораздо меньше свободы для получения информации. Зарубежный журналист не вхож в солдатские окопы, как наш, на чеченской войне. Господин Мауро начал с итальянским темпераментом кричать на г-на Третьякова, в ответ на что последний просто снял с себя наушники и, очевидно, потеряв интерес к оппоненту, бросил их на стол. Ситуацию деликатно смягчил декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский: "Наша дискуссия вышла за рамки проблем прессы, мы не будем сегодня изучать проблемы темперамента".