Итальянские "Фиаты" не редкость в Москве. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
НесмотрЯ на обилие адвокатов на Апеннинах, лишь одного человека в знак уважения его особых заслуг перед страной называют Аввокато с большой буквы. Этот человек, почетный президент крупнейшей итальянской промышленной группы ФИАТ, пожизненный сенатор Джанни Аньелли в минувшее воскресенье отметил свое 79-летие. Ко дню рождения он получил три больших подарка: футболисты его "Ювентуса" взяли верх над "Пьяченцей", гонщики его "Феррари" заняли первое и второе место в борьбе за Гран-при Австралии и, наконец, его родной ФИАТ, отпраздновавший в прошлом году свое столетие, заключил стратегический альянс с американской компанией "Дженерал моторс".
Финансовая сторона этого многомиллиардного контракта состоит в том, что группа ФИАТ уступает "Дженерал моторс" 20% обыкновенных акций с нефиксированным дивидендом своего автомобилестроительного концерна, а в обмен получает 5,1% таких же акций детройтского колоса. В итоге возникает альянс, который президенты обеих групп, не сговариваясь, охарактеризовали как "исторический". Это совершенно справедливо, поскольку в результате на мировом рынке начинает действовать самая мощная производственная структура за всю историю существования автомобилестроения. Впрочем, в настоящее время обе компании остаются независимыми и свободными в конкуренции производителями, так что об их слиянии на манер группы "Даймлер-Крайслер" говорить пока не приходится.
К слову, заключение итало-американского альянса позволило несколько приподнять завесу тайны, связанную с былыми намерениями семьи Аньелли вступить в долю как раз с фирмой "Даймлер". Многие ведущие эксперты отрасли и два года назад, когда зондировалась такая возможность, и сейчас убеждены в том, что союз ФИАТ и "Даймлер" мог стать наиболее естественным и эффективным. Однако, судя по всему, в Штутгарте полагали подчинить себе империю Аньелли и играть первую скрипку в гипотетическом альянсе. Гордый Аввокато от такой перспективы категорически отказался, и в итоге обе европейские группы обратили свои взоры к США. В отличие от немцев менеджеры "Дженерал моторс" не стали действовать с позиции силы, а предпочли пойти на компромисс с Турином, чтобы уже в ближайшем будущем занять главенствующие высоты в мировом автобизнесе.
При этом в Детройте, естественно, ни на минуту не забывали, кто крупнейший производитель автомобилей в мире, возможности которого примерно вчетверо превышают потенциал итальянского партнера. Однако исторически "Дженерал моторс" была сориентирована прежде всего на внутренний рынок и не сумела создать разветвленной производственной структуры за рубежом. После образования альянса "Даймлер-Крайслер" такое положение дел могло привести к утрате лидирующих позиций в условиях глобализации экономики. ФИАТ же, напротив, в последние десятилетия своей стратегией сделал устойчивое проникновение на зарубежные рынки и концентрацию инвестиций в странах с большим потенциалом развития, прежде всего в Восточной Европе и Латинской Америке.
Рим