ПОХОЖЕ, что снижение цен на нефть, которое станет неизбежным в случае увеличения квот на ее добычу (а это может случиться 27 марта на саммите стран - участниц ОПЕК), не будет таким уж катастрофическим для России. Вчера по каналам информационных агентств было распространено заявление "официального представителя одной из стран ОПЕК", в котором утверждалось, что эта организация может принять решение об увеличении с 1 апреля текущего года производства нефти всего лишь на 1 млн. баррелей в день.
Оптимизм, с которым многие эксперты встретили это сообщение, объясняется очень просто. Дело в том, что мировой спрос на нефть сейчас существенно превышает предложение. И увеличения добычи на 1 млн. баррелей в день явно недостаточно для того, чтобы изменить соотношение сил на рынке - уже сейчас спрос превышает предложение на 2 млн. баррелей в сутки. А с учетом того, что в 2000 г. спрос на "черное золото" может еще больше возрасти (из-за роста потребления в Азии), а такой крупный экспортер нефти, как Россия, вообще собирается сокращать поставки сырья на мировой рынок, увеличение добычи странами - участницами ОПЕК вряд ли серьезно снизит цены на нефть.
К тому же необходимо учитывать и тот факт, что свою позицию смягчили и Соединенные Штаты, ранее настаивавшие на более серьезном увеличении добычи нефти. Если раньше в высоких ценах на нефть США видели угрозу финансовой стабильности из-за влияния на уровень инфляции, то теперь стоимость "черного золота" многими рассматривается там как своеобразный барьер, защищающий фондовый рынок от перегрева.
Впрочем, постоянно появляющиеся заявления руководителей энергетических ведомств ведущих нефтедобывающих государств и их представителей вряд ли стоит расценивать как окончательное выражение планов. Правильнее называть это декларациями о намерениях или "пробными шарами", помогающими просчитать возможную реакцию рынка на то или иное окончательное решение ОПЕК, которое появится только 27 марта.