УНИЧТОЖЕНИЕ чеченскими боевиками 20 (по данным ОРТ - 37) российских омоновцев в чеченской столице - несомненно знаковое событие. По сути это означает, что утверждение Кремля, что федералы контролируют всю территорию Чечни за исключением трех- четырех высокогорных сел, является сильным преувеличением. Отметим, что чеченским боевикам не только удалось совершить успешное нападение в глубоком тылу российских войск, но и благополучно скрыться из города, полностью блокированного, как это утверждает Кремль, федеральными войсками. После случившегося уже не кажется абсурдным позавчерашнее заявление Масхадова, что Аргунское ущелье по-прежнему удерживают чеченские повстанцы и что победные реляции военных лишь блеф, рассчитанный на российского премьера.
Похоже, что ситуация сегодня практически такая же, как и к лету 1995 года. Тогда российская армия также якобы контролировала 95 процентов, однако в реальности оказалось, что колонны российских войск попадали в засады на горных дорогах, а в центре "освобожденного" Грозного каждую ночь разворачивались ожесточенные бои.
Однако у Москвы все же есть возможность избежать столь мрачной перспективы. Тогда, как известно, перелом в пользу чеченцев наступил после того, как Кремль согласился начать переговоры под давлением захватившего Буденновск Шамиля Басаева. Начало переговоров позволило чеченцам перегруппировать свои силы и начать сопротивление с новым ожесточением. Сегодня же Кремль совершенно резонно отвергает возможность переговоров с повстанцами, понимая, что боевиков необходимо разгромить до наступления весны - времени, благоприятного для активной партизанской войны.
Но даже несмотря на то, что сегодня российское командование действует гораздо более разумно, чем во время предыдущей военной кампании, делать слишком радужные прогнозы все-таки рано. Так, как утверждают сами российские военные, сегодня их главная задача - выявить замаскированных боевиков, которые под видом мирных жителей начали возвращаться в села. Очевидно, что если этот план повстанцев удастся, то с наступлением весны партизанская война начнется с новой силой, причем отнюдь не только в высокогорных районах, но и по всей республике, куда вернулись "мирные труженики". Поскольку же потенциальными боевиками является практически все мужское население республики от 13 до 60 лет - задача, которую предстоит решить российским военным, не из легких.
Другой опасностью для Кремля представляется то обстоятельство, что в отличие от предыдущей военной кампании чеченцы сегодня пытаются втянуть в "антиколониальную" войну и другие северокавказские республики. Почва же для этого плана уже подготовлена: сотни молодых дагестанцев, так называемых ваххабитов, уже прошли подготовку в специальных диверсионных лагерях в Чечне. Сегодня, пожалуй, наибольшую опасность представляет Цумадинский район Дагестана, коренное население которого (андийцы) близко по происхождению к чеченцам. По последним сведениям, чеченцы пытаются вывести именно сюда часть своих отрядов.