ВЧЕРА на Донском кладбище в Москве был похоронен академик Никита Николаевич Моисеев. Даже слепому случаю порой присуще какое-то изощренное конструирование обстоятельств нашей жизни. И смерти.
В минувший вторник, 29 февраля 2000 года, состоялся очень представительный "круглый стол", организованный редакцией журнала "Вопросы философии" совместно с Московским педагогическим государственным университетом. Тема - "Быть или не быть... человечеству?" - была буквальным повторением названия последней книги известного российского ученого. Собственно, дискуссия и строилась на основе содержания этой книги. Приглашение на этот "круглый стол" организаторы завершили такими словами: "Академик Н.Н. Моисеев намерен, если не помешают непредвиденные обстоятельства, принять личное участие в дискуссии".
Обстоятельства помешали... Именно в этот день на 83-м году жизни Никита Николаевич скончался.
Он родился 23 августа 1917 г. в Москве. В 1941 г. окончил Механико-математический факультет МГУ по специальности "функциональный анализ". После МГУ в тот же год ушел на фронт. Войну завершил в чине капитана.
Кандидат технических наук. Доктор физико-математических наук. С 1964 г. - член-корреспондент, с 1984 г. - действительный член Академии наук СССР.
Главные направления научной деятельности: механика, прикладная математика и теория управления, информационная теория иерархических систем, математические модели экономических систем, имитационное моделирование, биосферные процессы и математические модели климата Земли, общие вопросы теории и методы расчета систем управления космическими объектами.
С 1958-го по 1986 г. был заместителем директора Вычислительного центра Академии наук СССР. До последнего своего дня - президент Международного независимого эколого-политологического университета, президент Российского экологического движения "Зеленый крест", президент российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, главный редактор журнала "Экология и жизнь".
Мировую известность Никите Николаевичу принесли работы, выполненные в начале 80-х гг. Академик Моисеев с коллегами проверил гипотезу, выдвинутую американским физиком Карлом Саганом, о вероятных последствиях широкомасштабной ядерной войны. Разработанные им математические модели бесстрастно показали: случись ядерная война - на Земле возникла бы "ядерная ночь", а затем "ядерная зима". Эта концепция "ядерной зимы" сыграла и продолжает играть такую же важную мировоззренческую роль, как, например, концепция устойчивого развития. Но, в отличие от приверженцев последней, Никита Николаевич связывал главные свои надежды не только и не столько с применением все более совершенных технологий, но и с тем, что он называл "экологическим императивом" в поведении людей.