Между первым показом и полетом МФИ прошло более года. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
В ПОСЛЕДНИЙ день зимы на аэродроме в Жуковском совершил первый полет опытно-экспериментальный истребитель МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), созданный в Российской самолетостроительной корпорации "МиГ". Он известен как проект "1.42", а его первый, и вероятно, единственный экземпляр имеет производственный индекс "1.44".
Самолет, призванный противостоять новому поколению американских тактических самолетов F-117A, F-22A и стратегических бомбардировщиков В-1B и В-2A, создавался с начала 80-х годов в рамках целевой комплексной программы, но ее финальная часть пришлась на кризисное время. Самолет был полностью собран в 1994 г., из-за недостатка средств так и не мог взлететь. Работы смежников были фактически прекращены. И вот спустя год после презентации МФИ в январе 1999-го, самолет впервые поднялся в воздух.
Летные испытания "1.44", проводимые фирмой на собственные средства, являются частью программы, нацеленной на то, чтобы максимально использовать результаты широкомасштабных работ по созданию истребителя следующего поколения, которые на протяжении многих лет велись корпорацией "МиГ" в сотрудничестве с сотнями подрядчиков, но вследствие глобальных политических и экономических процессов последнего десятилетия оказались невостребованными. Прокомментировать это событие и рассказать о преобразованиях, идущих в недрах корпорации "МиГ", мы попросили первого заместителя генерального директора Алексея Малыгина.
- Алексей Владимирович, после публикаций в СМИ о том, что "МиГ" уходит на "гражданку" долгожданный полет МФИ все же состоялся. Не означает ли это событие смены ориентиров?
- Ни в коей мере. Несмотря на то что "Изделие 1.44" вследствие изменившихся обстоятельств не может стать прототипом нового истребителя для ВВС и ПВО России, проект чрезвычайно важен для дальнейшего развития отечественной авиации. В первую очередь это связано с тем, что в МФИ использован целый ряд принципиально новых технических решений, которые никогда ранее не применялись в практике военного самолетостроения. При этом в течение трех лет полностью отсутствует финансирование военных заказов со стороны Министерства обороны России. В результате все военные программы корпорация "МиГ" проводит за счет собственных средств.
Полный текст интервью с Алексеем Малыгиным читайте в одном из ближайших номеров "НВО".