ВЧЕРАШНЯЯ печальная годовщина - пятилетие со дня гибели первого гендиректора ОРТ Владислава Листьева - стала еще печальней оттого, что накануне Генпрокуратура сообщила о продлении срока следствия по делу до 1 июня 2000 года. В ближайшее время "следствие ожидает ответа на ходатайство о правовой помощи по этому делу от правоохранительных органов ряда зарубежных стран". За 5 лет в совершении этого преступления признались 10 человек, однако их признания оказывались ложными. Были и умышленные попытки запутать следствие путем подбрасывания различных версий, "не имеющих под собой объективных мотиваций". Уголовный розыск также будет продолжать работу по расследованию убийства Листьева. Об этом заявил вчера после встречи с и.о. президента Владимиром Путиным министр внутренних дел Владимир Рушайло. По его словам, "версии есть" и еще не все они отработаны. Старший помощник генпрокурора Александр Звягинцев заявил, что "профессионалы не считают такие дела абсолютно безнадежными". Однако такая надежда жива сегодня далеко не у всех.
Председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов в беседе с корреспондентом "НГ" сказал: то, о чем он и его коллеги говорили в первую же ночь после гибели Владислава, "подтвердилось самим ходом следствия". В фонде считали тогда и уверены сейчас, что искать следовало не убийц, а заказчиков и что убили Влада не столько из-за его журналистской деятельности, сколько по чисто коммерческим причинам. Напомню, что Листьева убили через две недели после того, как на ОРТ приостановили рекламу. Прошедшие пять лет, по мнению Алексея Симонова, доказали, что "с криминалом в области электронного бизнеса власти у нас в стране справиться не в состоянии". Председатель Фонда защиты гласности не верит заверениям Генпрокуратуры. Он больше склонен верить журналисту Георгию Рожнову, написавшему в "Новой газете", что никакого следствия по этому делу уже не ведется.
Согласен с Алексеем Константиновичем и его коллега секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов. "Никто по-настоящему убийц не ищет. Дело с самого начала пытались развалить. В стране меняются премьеры, генпрокуроры, президенты. Каждый раз представители властей клянутся найти преступников, но они до сих пор не найдены". С этим нельзя не согласиться. Три раза менялись следственные бригады. А каждая смена следователя означает полугодовую задержку расследования. "Прокуратура и МВД не раз рапортовали в удобные для себя моменты, что убийцы чуть ли не найдены", - сказал Павел Гутионтов.
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Юрий Щекочихин, еще работая в ту пору в "Литературной газете", вел собственное расследование убийства. Он считает, что "это убийство можно было раскрыть тогда дней за пять, если бы этому не мешали некие политические силы". Юрий Щекочихин уверен, что такого рода преступления будут раскрываться лишь тогда, когда в стране изменится политическая ситуация, причем изменится настолько, что "политические интересы и богатые связи отдельных людей перестанут стоять над законом". Он напомнил, что убийц Ларисы Юдиной нашли и осудили в Калмыкии. Они отбывают наказание, а заказчики, которые явно были, до сих пор здравствуют.
Вчера наши корреспонденты вышли на улицу и обратились к десятку прохожих с вопросом, помнят ли они о том, что 5 лет назад убили Влада Листьева, и найдут ли, по их мнению, виновных. И в подавляющем большинстве случаев ответ был один: "Помним. Это был замечательный журналист. А убийц, скорее всего, не найдут, а если и найдут, то нам ничего не скажут. А может, и уже нашли, но ничего не говорят".