Колонна русских "ЗИЛов" начинает трансполярный автопробег от Государственного исторического
музея в Москве. Фото Олега Караджи |
СЕГОДНЯ караван из трех грузовых автомобилей-вездеходов универсального предназначения "ЗИЛ-433420" достиг границ Якутии в районе города Усть-Кут, пройдя за две недели половину пути. Автопробег по зимнему сибирскому и заполярному бездорожью подготовлен и начат 16 февраля из Москвы по инициативе московского клуба "Приключение". Этот клуб под руководством известного путешественника Дмитрия Шпаро удивил мир многими уникальными путешествиями - от экспедиции лыжников "Комсомольской правды" на Северный полюс в 70-х годах до трансполярной кругосветки яхты "Апостол Андрей" через все океаны мира, которая продлилась три года и занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Примечательно, что все мероприятия, начатые этим клубом, как правило, заканчиваются успешно.
Общая протяженность маршрута - около 13 тыс. км. Трасса преодолима только зимой. Она проложена по замерзшим болотам, морскому побережью, бухтам, заливам. 2500 км автомобили пройдут по льду сибирских рек Лены и Колымы. Средняя температура в этот период - минус 30 градусов. Машины пройдут через полюс холода - Оймякон. Наиболее трудным, кульминационным, следует считать заключительный этап пробега - 500 км от поселка Мыс Шмидта до Уэлена. Из них 40 км по льду Колючинской бухты, где прибрежные торосы могут достигать 5-метровой высоты, а далее еще 250 км вдоль побережья Чукотского моря по полному бездорожью, где обычным делом является многодневная пурга. Реальную опасность здесь представляют белые медведи. Этот последний участок маршрута никогда и никем на автомобилях пройден не был.
До этого две иностранные экспедиции пытались пройти указанный маршрут: в декабре 1994 - марте 1995 гг. английская экспедиция Ричарда Кризи на шести джипах "Форд" смогла дойти только до Магаданской области; в ноябре 1995 - марте 1996 гг. норвежская экспедиция Петтера Йоханнесена (внучатого племянника Руаля Амундсена) дошла до поселка Шмидта на Чукотке.
В нынешней русской команде, которой руководит заместитель директора клуба "Приключение" Сергей Епишкин, 9 человек, в том числе одна женщина - итальянка Стефания Дзини, все автомобили отечественного производства. Трехосные полноприводные вездеходы "ЗИЛ-433420" массой 11 170 кг каждый способны перевозить почти четыре тонны груза со скоростью до 85 км/ч, они имеют дизельные двигатели мощностью 170 лошадиных сил с дополнительными топливными баками по 900 литров каждый. Две машины оборудованы фургонами, приспособленными под жилье в течение длительного времени, со спальными местами на 10 человек. Автомобили оснащены спутниковой связью, компьютерами, приемоиндикаторами космических навигационных систем, УКВ-передатчиками. Цель экспедиции - доказать превосходство отечественных грузовых автомобилей при полном бездорожье и в экстремальных климатических условиях. Плановый срок достижения поселка Уэлен - середина апреля.