Игорь Пузанов, командующий
войсками Московского военного округа. Фото ИТАР-ТАСС |
- ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ, нам известно, что части МВО действуют на ответственных направлениях на Северном Кавказе. Какие проблемы высветились во время боевых действий?
- Округ принимает активное участие в спецоперации в Дагестане и Чечне. На этой неделе мотострелковый полк 4-й Кантемировской дивизии возвращается из района боевых действий. В начале марта он уже приступит к плановой боевой подготовке.
Мы уделяем самое пристальное внимание обучению войск, чтобы они решали поставленные задачи с минимальными потерями. Без скидок на недостаточное финансирование. За 10 лет упрощенного подхода к учебному процессу, сформированного под воздействием идеи о "недостаточном финансировании", офицеры во многом утеряли элементарные навыки боевого обеспечения готовности войск. Не все наши проблемы в недостаточности финансирования.
Убежден, что в экстремальных условиях государство сможет мобилизовать промышленность, и армия через месяц-другой получит все необходимое. А вот тех, кто смог бы использовать вооружение в полную меру, может оказаться не столько, сколько потребуется. Поэтому мы учитываем данное обстоятельство, серьезно занимаемся боевой выучкой, поощряем инициативных, деятельных офицеров.
- Что извлечено из боев в Чечне для внесения корректив в боевую подготовку?
- Самое главное: наибольшее внимание должно быть уделено офицерскому составу. Все решают офицеры. Там, где офицер в полном объеме освоил свою должность, там нет проблем у солдата и сержанта.
С афганских времен существует тенденция недостаточной инициативы командира. Армия, ведущая боевые действия, но не имеющая для этого правовых оснований, находится в сложном положении. Постоянная оглядка на не соответствующие характеру боевых действий правовые нормы сковывает действия офицера, не дает ему возможности в полной мере использовать боевые силы и средства. А боязнь потерь часто приводит к принятию недостаточно инициативных и необходимых в данной ситуации решений.
Следовательно, работа с командирами нацеливается прежде всего на то, чтобы они брали на себя оправданную ответственность.
- Соответствуют ли задачам, решаемым частями МВО в Чечне, техника, вооружения, экипировка? Какие здесь проблемы?
- Для войны с отрядами чеченских боевиков нашей техники и вооружения достаточно. Однако в МВО отсутствуют специальные части, которые готовятся для действий в горах и располагают специмуществом. В горах, как известно, стрельба ведется по другим канонам: и точки прицеливания иные, и правила стрельбы вверх и вниз отличаются от обычных условий. Требуются особые оснащение и экипировка, в том числе такая необычная, как вьючные животные, ну и навыки обращения с ними. Всем этим МВО, конечно, не располагает. Но все же классическая подготовка дает возможность вести боевые действия в Чечне и гарантирует быстрый переход к особым условиям.
- Мотострелковый полк возвращается из Чечни, ему на смену отправляется другой?
- Нет. Никакой ротации не проводилось. Полк отвоевал свое. Находился он там с первых дней спецоперации. Пополнялся только выбывший из строя личный состав.
В первую чеченскую войну была введена трехмесячная ротация военнослужащих боевых частей, и это себя не оправдало. Но боевые неудачи того времени в определенной степени были обусловлены и этой практикой: месяц офицер осваивается, месяц воюет, месяц собирается убыть назад - это не дело.
- Настало ли время подводить итоги как по успехам, так и по потерям?
- От МВО пять человек представлено к званиям Героя России, почти половина личного состава - к иным правительственным наградам. Мы чрезвычайно внимательно следим, чтобы достойные боевые офицеры или досрочно получали воинские звания, или повышение по должности.
Теперь скорбный вопрос о потерях. За счет подготовки их удается минимизировать.
- Ваши пожелания в День защитников Отечества?
- Хотелось бы сказать, что профессия защитника Родины всегда была и будет уважаемой в народе. И сегодняшнее благожелательное отношение к армии, работающей на Северном Кавказе, говорит о том, что реальное единство армии и народа есть. Я уверен, что в России скоро будет сильная армия, как бы некоторым ни хотелось это отдалить.
Наро-Фоминск
(Московская область)
(Полный текст интервью читайте в ближайшем номере "НВО")