К пионерам пришел гость, В голове у гостя гвоздь, Староста его забил, Чтобы гость не уходил. |
ВСЕ БОЛЬШУЮ популярность приобретает выставка "Детские ужастики" харьковского фотографа-авангардиста Сергея Браткова, которая будет работать в московской галерее "Риджина" до середины марта.
Впервые этот проект Братков показал в своем родном городе два года назад. Экспозиция из двенадцати цветных фотографий плюс две инсценировки с участием детей. Экспозиция продолжалась недолго, возмущенные харьковчане потребовали закрытия "педофильной" выставки.
По мнению автора "Детских ужастиков", еще 10-12 лет назад так называемый черный "пионерский" фольклор заменял нам фильмы ужасов. Сегодня все перевернулось. Фильмы потеряли свой порочный ореол и превратились в обыденность, мир компьютерных спецэффектов и резиновых монстров. И знаменитые "черные" страшилки конца 70-х годов вновь стали актуальны. По крайней мере для художника-авангардиста.
Мне мама в детстве выколола глазки,
Чтоб я в шкафу варенье не нашел. Теперь я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо. Иллюстрации из каталога Сергея Браткова к выставке "Дети" |
В маленьком зале галереи "Риджина" выставлены огромные фотографии с соответствующими подписями-страшилками. "Шарика Петя очень любил. Сначала разрезал, а после зашил" - это подпись к фотографии, на которой изображен мило улыбающийся косоглазый подросток. Он сидит около своего пациента - прооперированного Шарика, сиротливо лежащего на операционном столе. На следующей фотографии дети с недоумением смотрят на стол, на котором лежит окровавленная фомка. Подпись такая: "Долго искали Витьку и Ромку. Папа забыл на работе взять фомку". Повешенный слесарь грустно взирает на нас со следующего фото. Рядом с ним стоит карлик в белом халате, забрызганном кровью, с ножом в руке. Подпись такая: "Мы спросили слесаря Петрова - где ты взял веревку, дядя Вова? Слесарь ничего не отвечал, только ветер труп его качал". Пятилетняя девочка, перепачканная кровью, сидит на кровати и задумчиво смотрит в потолок. Рядом с ней лежит скелет и улыбается. Из подписи становится ясно, кем он был при жизни: "Дети играли в подвале в больницу - умер от родов электрик Синицын". Три других "шедевра" Браткова посвящены материнской ласке. Фото #1 - два мальчика с целлофановыми пакетами на головах лежат на грязном полу. Внизу подпись: "Дети решили в космос слетать. Недолго пришлось им скафандры искать. Напрасно на ужин их мама ждала. Наутро в сарае два трупа нашла". Фото #2 - мальчик с безумными глазами. Волосы дыбом, пальцы правой руки в электрической розетке. На первом плане слева лицо любящей мамы. Правда, в страшилке речь идет почему-то о девочке: "Дочка спросила у мамы конфетку. Мама сказала: "Сунь пальчик в розетку". Быстро обуглились детские кости. Долго смеялись над шуткою гости". Фото #3 - подросток с глазами, заклеенными пластырем, ест из банки варенье. Рядом с ним стоит стол, из-под которого торчат ноги. Правда, судя по виду, не мамины, а сестричкины. Братков не обошел вниманием октябрят и пионеров - на рельсах лежат мертвые октябрята. Детей переехал трамвай. Страшилка проста: "Косточки в ряд, звездочки в ряд - трамвай переехал отряд октябрят". Вот как видит харьковский фотограф пионерское собрание: дети в красных галстуках сидят за большим столом и внимательно смотрят на вожатого. Черный костюм вожатого испачкан кровью. Ему в голову по шляпку забит огромный гвоздь. Страшилка поясняет ситуацию так: "К пионерам пришел гость. В голове у гостя гвоздь. Староста его забил, чтобы гость не уходил".
Братков принципиально отказался от компьютерной графики в пользу съемок с натуры. Своих юных героев он снимал в трамвайных депо и подвалах общежитий, в коммуналках и пионерских лагерях.
Когда вы входите в выставочный зал, первое, что бросается в глаза, это три ряда деревянных детских шкафчиков, которых много в любом детском саду. На них наклеены школьные тетрадки с сочинениями, старые письма и открытки. Но самое главное - это серия "Дневников Чикатило". Тетрадки с фотографиями и шкурками собак, которые при ближайшем рассмотрении напоминают каракуль, но все равно жутко. Периодически из недр одного из шкафчиков раздается умоляющий детский голос: "Дяденька, не трогай меня. Дяденька, отпусти меня" или "Не ставьте ничего на мою голову". Голос срывается и дрожит. Становится не по себе.