ПРОБЛЕМЫ психологической реабилитации солдат, возвращающихся с чеченской войны, обсудили вчера военные психологи - участники "круглого стола" в Центральном Доме журналиста. По их словам, общество сильно заблуждается, считая, что практически каждый человек, прошедший войну, получает психические расстройства разной степени тяжести.
Их исследования показывают, что через два-три года после возвращения к мирной жизни только у 17% обследованных офицеров и у 24% солдат срочной службы наблюдается посттравматический стрессовый синдром, появляющийся у людей после пережитых ими катастроф. Хотя в психологической реабилитации, по мнению военных, нуждаются все вернувшиеся из Чечни. Чаще всего конфликты между солдатами, прошедшими войну, и их окружением возникают из-за того, что у людей, находящихся на передовой, возникает совершенно иная система нравственных ценностей - более здоровая, по мнению военных, чем наша. И когда семья пытается вернуть их к обычной жизни, у молодых людей возникает сильное отторжение, что иногда приводит к самоубийствам.
Результаты еще одного исследования, проведенного военными психологами, ошарашили даже самих исследователей. Оказалось, что 18-летние солдаты более стойкие в психическом плане по сравнению с офицерами и контрактниками. Они намного дольше могут находиться на передовой. Военные психологи объясняют это тем, что за плечами контрактников и офицеров находится уже немалый жизненный опыт. Они уже совсем по-другому относятся к смерти, у них есть жены и дети, о которых надо заботиться. Тогда как молодые ребята пытаются самоутвердиться как мужчины в среде своих ровесников, у них еще сильно стремление к подвигу. И военные не понимают, почему сейчас солдаты срочной службы для общества являются "мальчиками" - для армии они уже взрослые мужчины. Ведь "Александр Невский одержал свою первую победу, когда ему еще не было двадцати, а Суворов начал военную карьеру в 18 лет".