ШПИОНСКИЙ скандал в Варшаве получил логическое продолжение в Москве. Как и предполагала "НГ", МИД РФ выбрал самый жесткий вариант реагирования на высылку из Польши девяти российских дипломатов, обвиненных в ведении разведывательной деятельности. В соответствии с принципом взаимности Москву покинут девять сотрудников посольства Польши, которые, как подчеркивают в ФСБ, имеют принадлежность к польским спецслужбам.
Поступающие данные позволяют сделать вывод, что проведенная властями Польши акция имела своей целью нанести главный удар именно по посольской резидентуре СВР, по составу и функциональным обязанностям офицеров которой у противника имелась исчерпывающая информация. Так, в число высылаемых сотрудников помимо лиц, занимавшихся политической и экономической разведкой, были также включены те, кто не вел оперативную работу, а выполнял чисто технические функции. Ряд польских источников подчеркивает, что сотрудники ГРУ, как работающие в аппарате атташе по вопросам обороны при посольстве РФ в Варшаве, так и использующие чисто дипломатические должности прикрытия, не включались в проскрипционные списки Управления охраны государства.
Кстати, недавно покинувший столицу РФ польский военный атташе генерал бригады Марек Олексняк был награжден российской правительственной наградой - медалью "За укрепление боевого содружества", а на банкете в честь его отъезда на родину присутствовала большая группа высших чинов из Министерства обороны РФ, произносивших здравицы в честь польско-российской дружбы. Да и отношения между военными ведомствами двух стран в последние годы развиваются весьма позитивно. Учитывая это, на этапе межведомственных согласований акции, последовавшей 20 января, министр обороны Польской Республики Януш Онышкевич высказался против действий, затрагивающих персонал российского военного атташата в Варшаве.
По данным "НГ", основными инициаторами высылки российских дипломатов выступили премьер-министр Польши Ежи Бузек и министр иностранных дел Бронислав Геремек. Они нашли аргументы для того, чтобы получить санкцию президента Польской Республики Александра Квасьневского, который испытывал колебания до самого последнего момента. Разумеется, в расчет были приняты соображения внутриполитического характера, и в первую очередь - грядущие президентские выборы. В отношении России польское общество до сих пор не избавилось от комплекса прежних исторических обид, и нынешняя кампания шпиономании находит определенный отклик у населения. Как представляется, пойдя на публичный антироссийский демарш, Варшава имела целью избавиться от ярлыка "слабого звена в НАТО" и продемонстрировать своим западным союзникам решимость и способность противостоять российским спецслужбам, даже ценой резкого ухудшения отношений с Москвой. Разумеется, подобный подход нельзя назвать продуктивным.
Не исключено, что в ближайшее время по пути Варшавы может пойти и Прага. В конце 1999 года руководство чешской военной контрразведки вышло с обращением в адрес политического и военного руководства страны с предложением объявить персоной нон грата ряд дипломатов посольства РФ, включая двух офицеров российского военного атташата.