ВОПРОС о мерах воздействия на Россию в связи с продолжающейся военной кампанией в Чечне стоял пятым в повестке дня вчерашнего заседания в Брюсселе Совета министров иностранных дел Европейского союза. Но уже накануне было известно, что речи о санкциях в прямом смысле этого слова не зайдет. Помимо того что в Брюсселе прекрасно осознают все политические последствия подобного демарша в отношении Москвы, фактически отсутствует и правовая база для подобного решения. Ведь вчера главы дипведомств стран ЕС должны были просто дать ход решениям хельсинкского саммита Евросоюза в декабре прошлого года. Напомним, что тогда главы государств и правительств 15 стран приняли заявление по Чечне - в меру критическое по отношению к России, но без конкретного упоминания о мерах экономического давления (хотя в принципе возможность такая и не исключалась). Некоторые пункты той декларации уже выполнены (речь шла в основном о технических сторонах сотрудничества Евросоюза с Россией).
И на этот раз накануне встречи в Брюсселе западные дипломаты указывали, что резких действий, подобных антиюгославским санкциям - данный вопрос, кстати, тоже входил в повестку дня форума министров, - в отношении России не будет. Накануне Европейская комиссия, которая должна была подготовить конкретные предложения для заседания министров иностранных дел, не решилась выступать с собственными инициативами и предпочла положиться в вопросе отношений с РФ на самих министров. В общем, в Брюсселе осознают необходимость жестких шагов по отношению к Москве, но одновременно не очень-то и хотят их предпринимать.
Вместе с тем, конечно, без сильного политического совместного заявления, содержащего в себе острую критику действий Москвы в Чечне, главы внешнеполитических ведомств Евросоюза обойтись не могли. Понятно, что основной стратегией на данном направлении государств ЕС стала игра на свою публику: как можно громче критиковать Россию, но из-за этого как можно меньше оказывать влияния на сотрудничество с ней. В основном меры воздействия выливаются в замораживание подготовленных к подписанию соглашений, приостановку разработки новых и т.д. Хотя и это наносит определенный урон развитию двусторонних связей России с Европейским союзом.
* * *
ОТКРЫВШАЯСЯ вчера в Страсбурге очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы может преподнести весьма неприятный сюрприз министру иностранных дел РФ Игорю Иванову, который должен прибыть сюда, чтобы в четверг утром принять участие в срочных дебатах по Чечне. После того как было принято решение о визите российского министра, в Секретариат Парламентской ассамблеи поступило предложение голландского депутата христианских демократов Рене ван дер Линдена приостановить деятельность российской делегации в Совете Европы. Создается поистине уникальная ситуация: министр Иванов должен будет защищать позиции России буквально накануне принятия столь экстраординарного решения, которое может быть одобрено сразу же после дебатов, в которых он примет участие. Вчера состоялась пресс-конференция председателя Парламентской ассамблеи СЕ лорда Рассела-Джонстона, рассказавшего о своей поездке в Чечню и о своей встрече с и.о. президента России Владимиром Путиным. Помимо этого глава ПАСЕ подтвердил, что вопрос о приостановлении членства РФ в Совете Европы будет рассмотрен 27 января после тщательного изучения в политической и юридической комиссиях Парламентской ассамблеи. Лорд Рассел-Джонстон подчеркнул, что у него создалось "очень ясное впечатление, что Путин намерен довести работу до конца", иначе говоря, глава государства не склонен к компромиссу. "Мы не можем не реагировать на невыполнение Россией ее обязательств в области прав человека, - сказал глава ПАСЕ. - У французов проблемы с Корсикой, у испанцев - с басками, но они не стреляют из пушек. Опыт Британии в Ольстере тоже показывает, что необходимы переговоры с теми, кого называют "террористами". Лорд Рассел-Джонстон, кстати, имевший в пятницу краткий телефонный разговор и с Асланом Масхадовым, выразил надежду, что Игорь Иванов даст ответ на выступления участников дебатов по Чечне и таким образом, как он выразился, "поднимет брошенную перчатку".
Страсбург