По мнению экспертов, брошенных иномарок будет все больше. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
ПРАКТИЧЕСКИ в каждом московском дворе можно обнаружить ржавые машины, стоящие "на вечном приколе". Время от времени представители городских властей погружают их на эвакуатор и увозят во "Втормет". Однако не проходит и нескольких месяцев, как на освободившемся месте появляются новые бесхозные "легковушки".
Но больше всего разбитых и заржавевших машин скапливается на пустырях и в оврагах, куда неизвестные злоумышленники подкидывают порой по 10-15 автомобилей в неделю. Работники префектур предполагают, что этот хлам вывозится из гаражей, предприятий автосервиса и со стоянок. А в промзоне существуют настоящие кладбища отслуживших свой срок машин, где иногда насчитывается до двухсот ржавых "коней". С каждым годом их количество растет в геометрической прогрессии.
И это неудивительно. Порядок уборки автомобилей, существующий ныне, крайне запутан и малоэффективен, а юридическая непроработанность этого вопроса порой приводит к серьезным столкновениям между префектурами и владельцами. Так, после того как в Южном округе утилизировали насквозь проржавевшую машину, внезапно объявившаяся хозяйка заявила, что там был хороший двигатель и она намерена обратиться в суд.
В принципе префектуры должны руководствоваться в своей деятельности распоряжением мэра Москвы "Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств", вышедшим в 1994 году. Но на деле ни в одном округе столицы полностью указания мэра не выполняются, поскольку это связано с большими денежными тратами и с задействованием множества различных ведомств. Так, согласно распоряжению перед утилизацией машины должны свозиться на охраняемые стоянки, которые из-за нехватки денег есть далеко не во всех округах. Поэтому сейчас каждая префектура борется с этой проблемой в одиночку, сообразуя распоряжение мэра со своими скудными возможностями.
Ведущий инженер Дирекции единого заказчика по ремонту дорог и благоустройству Южного округа Наталья Кратт, совсем недавно занимавшаяся вывозом брошенных машин, говорит: "В июне эту работу перестали финансировать и передали в районные управы. Но и там деньги быстро иссякли, поэтому в последние два месяца из нашего округа автомобили практически не вывозятся, и их стало ужасно много. В начале года поднимался вопрос об устройстве стоянки, но он так и повис в воздухе из-за недостатка средств".
По мнению специалистов, если в ближайшее время не будет принят новый, более эффективный порядок эвакуации брошенных машин, Москва захлебнется ржавым железом, поскольку огромное количество подержанных иномарок, привезенных в свое время россиянами из-за границы, уже начали выходить из строя. В прошлом году по распоряжению мэра была разработана новая технология уборки автомобилей, по которой стоимость утилизации оплачивал бы сам владелец, а за нахождение машины, не прошедшей техосмотр, на улице ее хозяина штрафовали бы. Эта технология давно уже используется во многих европейских странах, однако в Москве она еще не нашла своего применения.
Правда, машин, представляющих собой груду железа без опознавательных знаков, в московских дворах осталось не так уж много. В подавляющем большинстве случаев отличить брошенный автомобиль от использующегося можно лишь по спущенным шинам или по отсутствию на лобовом стекле талона о техосмотре и "дворников". Такие машины представители районных управ не имеют права утилизировать. Они должны сначала разыскать владельца и попросить его либо самому убрать своего ржавого "коня", либо написать отказ от него.
Чаще всего владельцы отказываются - ведь тонна металлолома, в зависимости от его качества, колеблется от 20 до 50 рублей, а средний вес "легковушки" - 300 килограммов. Услуги же эвакуатора стоят 15-20 рублей за километр.
А пока районные управы ищут владельцев и деньги на вывоз этого хлама, не убранные вовремя машины перемещаются из одного двора в другой. Дети перекатывают их с места на место, поджигают и порой сгорают сами. А ребята постарше разыскивают владельцев более-менее сохранившихся машин, покупают их по дешевке, ремонтируют и катаются по дворам. То и дело местные жители звонят в префектуры и просят убрать весь этот хлам, пока их беспокойные чада не покалечились и не сгорели заживо. Но и работники префектур крайне недовольны нынешним положением вещей. В Северо-Западном округе, например, с ужасом ожидают времени, когда брошенные автомобили начнут появляться в тесных дворах митинских новостроек, где даже из-за нормальных машин не может пройти снегоуборочная техника.