Атомный ледокол "Таймыр" подлежит выводу из эксплуатации в 2005 году. |
ВО ВЧЕРАШНЕМ номере "НГ" мы уже рассказывали о проекте создания арктической подводной магистрали с использованием атомных подводных лодок. Однако проблема судоходства по Северному морскому пути для России настолько актуальна, что мы предлагаем вашему вниманию еще один аспект данной темы.
Сегодня наша страна располагает четырьмя действующими линейными атомными ледоколами - "Арктика", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал" (мощность на валу их двигательных установок - по 54 МВт), и двумя атомными ледоколами, способными заходить в устья рек - "Таймыр" и "Вайгач" (мощность - по 35 МВт на валу). Регламентный срок их эксплуатации - 100 тыс. часов. В ближайшие 3-7 лет все они исчерпают этот лимит. (Атомоходы "Ленин" и "Сибирь" выведены из эксплуатации и находятся в отстое, а в феврале нынешнего года будет остановлен и ледокол "Арктика"; кстати, "Арктика" уже в 1990 г. исчерпал свой регламентный срок, но за счет целого ряда мероприятий его эксплуатацию удалось продлить еще на 50 тыс.) Так что время поджимает, и очень сильно.
Как стало известно корреспонденту "НГ", 25 декабря прошлого года три министерства - Министерство транспорта РФ, Министерство по атомной энергии РФ и Министерство науки и технологий РФ - в лице глав этих ведомств подписали соглашение о совместном финансировании научных и опытно-конструкторских работ, цель которых - продление сроков эксплуатации российских атомных ледоколов. Подробности соглашения не афишируются, однако удалось выяснить некоторые его детали.
"Атомные силовые установки ледокольного флота очень жестко регламентируются по срокам эксплуатации, по наработке нейтронного потока, по стойкости материалов и т.д. И эта регламентация связана с глубоко научно-техническими задачами, в основном материаловедческими. Разрешение о продлении работы этих установок должно приниматься на государственном уровне", - считает Александр Путилов, начальник управления разработки и реализации производственных технологий Миннауки РФ.
Именно поэтому Миннауки РФ выступило координатором решения этой проблемы. В самом министерстве "соглашение трех" расценивают как знаковый пример влияния научно-технической сферы на реальный высокотехнологичный сектор экономики.
Особенность предстоящих исследований в том, что они закончатся не просто очередным научно-техническим отчетом. "Это будет научный результат, представленный в товарной форме, - подчеркивает Путилов. - Мы должны подтвердить работоспособность тех материалов, которые стоят сейчас на ледоколах". Все работы строго согласованы с нормами и правилами Госатомнадзора РФ.
Предложения по такому блоку НИОКР подготовило КБ машиностроения (Нижний Новгород). Стоимость работ примерно 50 млн. руб. Понятно, что ни в каком бюджете на 2000 г. этих денег просто не предусмотрено (хотя и надо было бы предусмотреть!). Поэтому три министра договорились, что они делят финансирование этой работы на три части - по 1/3 каждое министерство финансирует из своих возможностей. В частности, что касается Миннауки РФ, то финансирование начнется, как только Мурманское морское пароходство, к которому приписаны все атомные ледоколы, представит свой проект в Российский фонд технологического развития.
"Если бы мы, как всегда, искали деньги в бюджете, мы бы никогда их не нашли, - не без оснований утверждает Александр Путилов. - Фонд технологического развития - внебюджетный фонд, работающий на возвратной основе. Мурманское морское пароходство через два года планирует начать возвращать эти деньги. Это фактически беспроцентный кредит. У двух других министерств есть свои аналогичные фонды. Министры договорились о такой схеме за 15 минут".
"Эти деньги будут вноситься не одномоментно, а по временному лагу, - поясняет Валерий Швецов, сотрудник отдела транспорта и машиностроения Миннауки. - То есть нагрузка на каждое министерство будет распределена равномерно. Так, на первый, 2000 год нужно 12,5 млн. рублей. НИОКР рассчитана на 5-7 лет. Цель - поднятие срока эксплуатации со 100 тыс. до 150 тыс. часов".
Очевидно, что такое сложное исследование не может быть проведено одним институтом, это целый комплекс работ, в котором могут принять участие не только КБ машиностроения как генеральный конструктор и проектировщик, но и Государственный научный центр ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" (Санкт-Петербург), ГНЦ НИИ неорганических материалов им. А.А. Бочвара (Москва) и другие организации.
"Начало этих работ связано с тем, что мы понимаем, что эти суда подходят к исчерпанию своего ресурса, но не с тем, что на них сложилась какая-то аварийная ситуация", - особо подчеркивают специалисты Миннауки России.