Председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов, генеральный директор Российского ПЕН-клуба Александр Ткаченко, владивостокский журналист Григорий Пасько. |
ВЧЕРА в День российской прессы в Москве в пресс-центре "Мир новостей" состоялись две пресс-конференции, посвященные проблеме защиты гласности. На одной из них генеральный директор Российского ПЕН-центра Александр Ткаченко заявил: "В нашей стране нет свободы слова. И такого пренебрежения к собственному народу, которое мы наблюдаем сейчас, не было даже при коммунистах".
Проведенное не так давно совместное исследование Союза журналистов России и Фонда защиты гласности показало, что в каждом из обследованных 81 субъекте Российской Федерации нарушается право представителей СМИ на аккредитацию в органах власти. А опальный журналист Григорий Пасько, которого в свое время хотели привлечь к ответственности как японского шпиона, заявил, что ущемление прав журналистов началось с того времени, когда в государственных учреждениях начали создаваться пресс-службы. По сути дела, они являются заградительными отрядами, поставленными на пути к чиновникам, - и к ответственным лицам не допускают, и сами никакой информации не дают.
Исследование показало, что Москва с ее безудержным стремлением походить на европейские города в части свободы слова сильно от этих городов отличается. И если со свободой производства и распространения средств массовой информации здесь все обстоит довольно благополучно - тут столицу поставили в самое начало списка, - то в части доступа к информации Москва сильно отстает от регионов. Эксперты поставили ее только на 72-е место.
По сведениям же секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова, одного из авторов ныне действующего закона о СМИ, сейчас в Министерстве печати прорабатывается вариант внесения некоторых изменений в законодательство о средствах массовой информации. Они состоят в том, что, помимо регистрации, владельцы СМИ должны будут получить еще и лицензию. По словам Федотова, институт лицензирования даст чиновникам, помимо возможности собирать дополнительные доходы, еще и право расправляться с неугодными средствами массовой информации - приостанавливать действие лицензий или же аннулировать их.
Вообще претензий у журналистов и правозащитников к представителям власти накопилось множество. До сих пор ФСБ вербует в свои ряды представителей средств массовой информации. До сих пор нигде не определен статус военных журналистов, из-за чего они оказались самыми бесправными из всей пишущей и снимающей братии. В то же время представители законодательной и исполнительной власти неоднократно делали попытки внести поправки в существующее законодательство, чтобы ограничить свободу слова.