ЕСЛИ не принимать во внимание некоторые кадровые перестановки и решения в законодательной сфере, то первым важнейшим действием Владимира Путина на посту исполняющего обязанности президента РФ стало утверждение Указом # 24 от 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
В указе речь идет не о принятии нового документа, а о внесении изменений в концепцию, утвержденную в декабре 1997 г. Между тем уже предварительный анализ показывает, что подходы к национальной безопасности существенно изменились. Утвержденный документ гораздо больше похож на проект концепции, опубликованный и проанализированный в # 46 "Независимого военного обозрения" в ноябре прошлого года. В целом документ стал более компактным (в 1997 г. - 37 стр., сейчас - 21 стр.), ясным и четким.
В содержательной части в глаза бросается коренное переосмысление положения на планете. В 1997 г. речь шла только о становлении многополярного мира. Ныне говорится о борьбе двух взаимоисключающих тенденций. Первая связана с многополярностью, вторая - со стремлением Запада во главе с США создать структуру международных отношений, основанную на их доминировании и военно-силовом решении ключевых мировых проблем.
Лозунг противостояния многообразным формам внешнего давления пронизывает все существо новой редакции концепции, однако, как и ранее, она ориентирована на сотрудничество (термин "партнерство" ушел в прошлое) и интеграцию в мировую политическую, экономическую и финансовую систему.
Вместе с тем на первое место в числе национальных интересов России выдвинуты те, которые связаны с внутриполитическими и экономическими факторами. Определения национальных интересов в различных сферах носят более четкий характер. Обращает на себя внимание включение в их состав защиты личности, общества и государства от терроризма.
Соответственно изменились список угроз и приоритеты нацбезопасности. В частности, сепаратизм как следствие экономических трудностей, криминализация общества, рост организованной преступности выдвинулись на ведущее место, опередив угрозы, связанные с социальными проблемами. Видимо, разработчики документа исходили из того, что возможность возврата к тоталитарному государству маловероятна, и на первый план вышла проблема: какой вариант капитализма будет строиться в России?
Коренному пересмотру подверглись все фрагменты концепции, связанные с военной проблематикой. Повсюду в документе термин "оборонная" заменен на "военная". Тем самым, с одной стороны, устранено расхождение между концепцией и многими документами по военному строительству, а с другой - преодолена связанная с термином "оборонный" пассивная направленность военных усилий государства.
Если два года назад концепция зафиксировала отсутствие угрозы агрессии и "обременительность" военной организации для государства, то ныне заявлено, что "возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере". В первую очередь это связывается с изменением военной стратегии НАТО и отставанием России от ведущих мировых держав в научно-технической сфере. Уровень оперативной и боевой подготовки ВС РФ оценен как "критически низкий".
Провозглашено требование подъема военного потенциала государства. Вместе с тем политика России остается неагрессивной. Ставка по-прежнему делается на сдерживание. Характерно, что применение ядерного оружия в соответствии с новым документом правомерно и необходимо "в случае отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными". В редакции 1997 г. использование ядерного оружия предусматривалось лишь в случае, если "возникает угроза самому существованию РФ как суверенного государства". Очевидно, что "ядерный порог" понижен, что вполне оправданно, если учесть возрастание угрозы и кризис сил общего назначения ВС РФ.
Коренному пересмотру подвергся пункт, связанный с применением военной силы внутри страны. Ранее основным здесь было явно нереалистичное "не допускается" с последующими оговорками. Теперь лейтмотивом звучит "допускается в строгом соответствии с Конституцией" в ограниченном числе случаев.
К сожалению, не до конца преодолены разработчиками неконкретность и лозунговый характер ряда формулировок. Представляется, что это, как и некоторые другие недостатки документа, связано с тем, что проект концепции не был вынесен на обсуждение законодателей и широкой общественности. Полный текст концепции будет опубликован в ближайшем номере "НВО".
Судя по заявлениям секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова, в ближайшее время на базе концепции будут приняты решения, касающиеся многих сфер обеспечения нацбезопасности.
Очередное заседание Совбеза будет посвящено авиационной промышленности и самолетостроению. Кроме того, будет рассмотрена концепция создания новых поколений вооружений и военной техники. Не позднее марта месяца 2000 г. Совбез планирует рассмотреть и утвердить новую военную доктрину РФ, соответствующую последним изменениям Концепции национальной безопасности. Необходимая корректура в проект военной доктрины, по словам Сергея Иванова, уже внесена.