В ПОНЕДЕЛЬНИК в зале коллегии Министерства культуры России состоялась встреча министра культуры России Владимира Егорова, маэстро Евгения Светланова с музыкантами Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО). Вторая за последние несколько дней. Пятничная встреча, по мнению министра культуры, не состоялась по причине неявки большинства оркестрантов, и министр назначил еще одну встречу. Вчера в полдень пришли снова далеко не все. При входе в зал каждый музыкант регистрировался, первой в списке пришедших оркестрантов стояла подпись Евгения Светланова. Выйдя к собравшимся, Владимир Егоров заметил, что "с явкой ненормально по-прежнему", что большей части оркестра нет. Однако "третьей встречи не будет". Евгений Светланов появился в зале вместе с министром культуры, он сильно волновался и опирался на палку. Чуть позже свое нежелание отвечать на любые вопросы он объяснил плохим самочувствием и высокой температурой.
Министр культуры сказал: "Мы подписали своего рода соглашение о взаимных обязательствах Министерства культуры как учредителя и Евгения Федоровича Светланова". По утверждению г-на Егорова, Светланов берет на себя всю полноту ответственности за деятельность ГАСО в качестве художественного руководителя и главного дирижера оркестра. По новому приказу в уставе оркестра почти полностью переписан раздел, касающийся управления оркестром. Фактически единственным руководителем становится Светланов, который, правда, должен подписать контракт с Министерством культуры. Всех заместителей - по творческой ли, по организационной ли части - теперь может назначить или освободить от должности только Светланов. Самостоятельно.
Речь Светланова была довольно запутанной, но, как было сказано выше, маэстро пришел на встречу с высокой температурой. Сначала он выразил удовлетворение, что оркестр может хорошо выступать и без него, потом заметил, что пока "не ушел и не давал повода подумать, что написал заявление об уходе", и сказал о своем желании и дальше работать с оркестром. Уйти с поста художественного руководителя Светланова, по его собственному слову, может заставить лишь мнение всего коллектива. Высказав кое-какие мелкие обиды, Светланов тем не менее подтвердил, что обе стороны - и он сам, и оркестр - "много постарались сделать нехорошего", "мы себе навредили", сорвав, по утверждению Светланова, несколько зарубежных контрактов. Но Светланов не в обиде и со своей стороны "протягивает оркестру руку дружбы". Впрочем, сам же Светланов сказал, что лично у него "конфликтов не было". Другое дело, что за 9 месяцев отсутствия Светланова дирекция толком ничего не делала: "Хотя я был по соседству, вы знаете, и баклуши не бил, и работал для России", - заметил Евгений Федорович. Но теперь "планы выработаны, часть из них может быть почти реальна". "Надо только хотеть работать", - оптимистично закончил свое выступление Светланов.
Понятно, что такое примирение было бы для министра культуры наиболее благоприятным разрешением конфликтной ситуации. Владимира Егорова вдохновляют не только "продуктивный настрой Евгения Федоровича и эта протянутая рука". Он верит, что Светланов действительно, как и обещает, сумеет "существенно разрядить свои контрактные обязательства за рубежом" и с февраля начнет работать "конкретно со своим оркестром". Трудно в это поверить, но надо думать, что министр имел возможность проверить вероятность такого развития событий. На февраль будущего года назначено подписание контракта между Светлановым и Министерством культуры, в котором, в частности, будут обозначены и обязательные концерты с ГАСО, и иные "подробности" взаимных обязательств.
Возгласы недовольных продолжали звучать, но музыканты - это было видно - были счастливы самой возможности увидеть своего художественного руководителя. Как сказал корреспонденту "НГ" концертмейстер группы виолончелей Марк Флидерман, все дело в конфликте Светланова и директора оркестра Румянцева: "Новый директор начал настраивать против Светланова весь коллектив". Выход из конфликта музыкант видит в одном: "Люди увидят, что Евгений Федорович вернулся и работает, и сразу начнут работать".
К сожалению, присутствующие так и не услышали, кого именно собирается взять Евгений Светланов себе в заместители (хотя скорее всего речь идет все о том же Орбеляне, дирижере, гражданине США, которого Светланов, как говорят, собирается использовать не как дирижера, а как "артистического директора"). Неизвестно по-прежнему, когда состоится встреча Светланова с полным составом оркестра и первая их после долгого перерыва совместная репетиция. Нет ни плана репетиций, ни плана будущих концертов. Слова министра о единоначалии как принципе управления оркестром хороши, конечно, но если начальник все время работает с другими оркестрами и будет отдавать предпочтение своим другим привязанностям и дальше, то конфликт неминуемо снова напомнит о себе.